Розенфельд Зиновий Моисеевич (1904–1990)
Буду признателен за предоставленную дополнительную информацию об архитекторе. Куплю архитектурную графику Розенфельда З. М.
Биография
Советский архитектор, педагог; специалист в области жилищной архитектуры. Заслуженный строитель РСФСР (1978). Лауреат двух Сталинских премий третьей степени (1950, 1951). Принял участие в открытом конкурсе на разработку проекта Дворца Совета (1931).
Зиновий Моисеевич Розенфельд родился в городке Чашники Витебской губернии. После окончания школы Зиновий Розенфельд переехал в Москву, поступил на архитектурное отделение Московского высшего технического училища (МВТУ), которое окончил в 1929 году. Среди его учителей были такие известные архитекторы-конструктивисты, как Г. Б. Бархин, И. А. Голосов и М. Я. Гинзбург. Во время учебы участвовал в проектировании дома для сотрудников милиции на Кропоткинской улице (1926).
Начало творческого пути Зиновия Розенфельда совпало с периодом, когда молодая советская архитектура делала свои первые шаги. В начале 30-х годов в Москве начинается активное строительство жилых домов и общественных зданий. Генеральный план города еще не был разработан. Перед архитекторами стояла важная задача создания научно обоснованного генерального плана реконструкции Москвы, и в 1932–1935 годах усилиями большого коллектива архитекторов, ученых, инженеров, такой генеральный план был создан. Объем и темпы строительства в Москве резко возросли. В 1935 года создаются архитектурные мастерские, руководителями которых становятся выдающиеся зодчие И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, И. А. Фомин, И. А. Голосов и другие. В этих мастерских работали Г. П. Гольц, И. Н. Соболев, А. К. Буров, К. С. Алабян, А. В. Власов – целое созвездие крупных мастеров архитектуры.
Именно в это интереснейшее время З. М. Розенфельд начинает активно заниматься практикой. С начала 1930-х годов он работал в проектной организации Мосгоржилсоюза. Одной из его первых по-настоящему серьезных работ в Москве стало проектирование и строительство жилого дома ударников-железнодорожников НКПС на Краснопрудной улице (1933–1937). Будучи на тот момент еще довольно молодым архитектором, Розенфельд сумел создать во многом уникальный образ многоквартирного жилого дома для широкой столичной магистрали. После жилого дома ударников-железнодорожников НКПС по проектам Зиновия Моисеевича в разных частях Москвы строится еще несколько жилых домов – в Мееровском проезде (1934), на Кропоткинской (1936) и Новокузнецкой (1937) улицах, на Ленинградском проспекте (1937 и 1939).
С головой окунувшись в строительную практику, Зиновий Розенфельд не забыл и о дополнительном образовании – в 1937 году он закончил Факультет архитектурного усовершенствования Академии архитектуры.
В 1938 году Зиновию Моисеевичу было поручено ответственное задание – реализация крупной градостроительной задачи – реконструкция Можайского шоссе. Этой сложному и трудоемкому делу архитектор посвятил почти два десятка лет. В 1938–1958 годы по проектам Зиновия Розенфельда на Можайского шоссе было возведено 10 крупных жилых зданий.
За успехи З. М. Розенфельда в области жилищного проектирования в 1930-х годах – в 1939 году он был назначн руководителем архитектурной мастерской Архитектурно-планировочного управления Моссовета, а в 1940 году за успешную деятельность по осуществлению Генерального плана реконструкции Москвы Зиновий Моисеевич Розенфельд был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1954–1961 годах Розенфельд успешно руководил мастерской №13 Моспроекта. В 1960–1961 – занимал высокий пост заместителя председателя Госстроя РСФСР. В 1961–1964 годах он – директор МНИИТЭПа, где вновь занимался творческой авторской работой. К этому периоду относятся его проекты первого вибропрокатного 9-этажного крупнопанельного жилого дома в переулке Ольминского и 12-этажного дома той же конструкции на улице Чкалова.
С 1964 года З. М. Розенфельд руководил мастерской № 6 управления «Моспроект-1», занимавшейся реконструкцией и застройкой Первомайского и Бауманского районов Москвы. Во многом – благодаря усилиям архитектора Зиновия Розенфельда, отдавшего много творческих сил для их преображения. По проектам архитектора в Первомайском районе построен целый ряд жилых и общественных зданий. Административно-общественным центром Первомайского района является Семеновская площадь. До войны здесь был построен кинотеатр «Родина», один из крупнейших в Москве. Усилиями архитектора на площади возник современный градостроительный ансамбль. Реконструированы и многие улицы района. Улица Щербаковская, по булыжной мостовой которой когда-то с трудом разъезжались два извозчика, стала теперь широкой магистралью с бульваром. Преобразились Измайловское шоссе, Мееровский проезд, Соколиная гора. Бывшая рабочая окраина стала одним из индустриальных и научных центров Москвы.
На протяжении творческой жизни многие проекты Розенфельда были успешно реализованы строительством. Одними из самых известных его работ стали проект домов ударника на Краснопрудной улице (1932), разработка жилой секции (1940); жилых домов на Красносельской (1949) и Садовой Триумфальной улицах (1949, с архитектором А. Д. Сурисом), планировка и застройка районов Песчаных улиц (1948–1955, совместно с архитектором Г. П. Павловым), планировка и застройка улицы Бакунина (1955–1960), планировка и застройка района «Волхонка-ЗИЛ» (1955–1960), 12-этажный дом на улице Чкалова (1964–1965), 9-этажный дом на проспекте Ольминского (1964–1965), жилой дом на 1-й Тверской-Ямской улице (1977), гостиница ЦК КПСС в Плотниковом переулке (1960; с А. Б. Бергельсоном, К. П. Алексеевой).
Считается, что жилищное строительство было основной деятельностью архитектора Зиновия Розенфельда. Это не совсем так, по его проектам было построено и большое количество общественных зданий социально-культурного назначения. Он проектировал и строил больничные корпуса, торговые центры, гостиницы, кинотеатры, спортивные комплексы. Вот некоторые из его проектов: Торговый центр «Первомайский» (1970), реконструкция санатория «Барвиха» (1967–1977), двухзальный киноконцертный зал «София» (1978), реконструкция стадиона в Измайлове (1974–1979). Одними из последних значительных работ Розенфельда стали жилой дом на Тверском бульваре (1982) и санаторий «Русь» в Рузском районе Подмосковья (1984).
Зиновий Моисеевич Розенфельд (1904-1990)
Зиновий Моисеевич Розенфельд — ведущий советский архитектор и педагог. Специалист в области жилищной архитектуры. Статья из » Архитектура СССР, 90″
Зиновий Моисеевич Розенфельд был выходцем из небогатой еврейской семьи, жившей в небольшом городке
Чашники в Белоруссии. Способный смышленный мальчик хорошо учился, играл на скрипке и, закончив школу, приехал в Москву продолжать образование.
Он поступает на архитектурное отделение МВТУ. В 1929 г. Зиновий Розенфельд получает диплом архитектора, и с этих пор его деятельность до конца жизни была связана со строительством в Москве. На этом поприще он добился значительных успехов. Добавим к этому, что его семья — пример того, как независимо от национальности можно занять достойное место в обществе. Жена Зиновия Розенфельда преподавала математику в старших классах школы. Старшая дочь — инженер-химик, кандидат химических наук. Средняя дочь — математик, окончила МГУ, защитила кандидатскую диссертацию. Младшая дочь окончила Авиационный институт. Старшая внучка пошла по стопам дедушки и закончила Архитектурный! Хорошая семья!
Судьба так распорядилась, что начало творчества Зиновия Розенфельда совпало с периодом, когда молодая советская архитектура делала свои первые шаги. Как раз в начале 30-ых годов в Москве начинается строительство многих новых жилых домов и общественных зданий. Генеральный план города еще не был разработан. Но жизнь выдвигала задачу создание научно обоснованного генерального плана реконструкции Москвы, и в 1932 — 1935 гг. усилиями большого коллектива архитекторов, ученых, инженеров, экономистов такой генеральный план был создан. Объем и темпы строительства в Москве резко возросли.
В 1935 г. создаются архитектурные мастерские, руководителями которых становятся выдающиеся зодчие И.Жолтовский, А.Щусев, И.Фомин, И.Голосов и др. В этих мастерских работали Г.Гольц, И.Соболев, А.Буров, К.Алабян, А.Власов — целое созвездие крупных мастеров архитектуры. Это было время освоения классического наследия, пришедшее на смену архитектурным новациям 20-х годов. Взоры архитекторов обратились к архитектуре Эллады, античного Рима, итальянского Возрождения.
В предвоенные годы З.Розенфельд в проектной организации Мосгоржилсоюза (рабочая жилищно-строительная кооперация). А с 1939 г. он — руководитель архитектурной мастерской Архитектурно-планировочного управления Моссовета. В 1937 г. заканчивает Факультет архитектурного усовершенствования Академии архитектуры. По его проектам в Москве строится ряд жилых домов — на Кропоткинской, Краснопрудной, Новокузнецкой улицах, в Мееровском проезде, на Ленинградском проспекте.
Дом на Кропоткинской, пожалуй, наиболее полно характеризует архитектурные представления зодчего в то время. Дом был выстроен для Главного управления рабоче-крестьянской милиции. Строили его быстро — в течение года и четырех месяцев. Архитектор вдохновлялся классикой — тогда иначе не строили . Атрибутами дома являются портики с колоннами, развитые карнизы, балконы с балясинами, рустованные детали. Сегодня это дом «с излишествами». Однако автор думал иначе. «Образ советского жилого дома, — говорил Розенфельд, когда проектировал этот дом, — должен воплощать в себе благородную простоту, без излишней монументальности. Простота здесь достигается тем, что в основном «работает» гладь стены, обогащенная лишь нарядной лоджией и более или менее проработанными деталями».
Для того чтобы подчеркнуть объемное решение здания, автор повторяет архитектурные мотивы главного фасада на боковых фасадах и отчасти на дворовом фасаде. Однообразное повторение этажей в здании автор устраняет тем, что выделяет первый этаж как цоколь и объединяет ярусы четырех нижних этажей и три верхних. Здание увенчивается нарядным карнизом, вынос которого — 182 см. Композиционный архитектурный прием строится на создании единой центральной оси и на контрастной игре между гладью стены и детально разработанными архитектурными элементами. Можно еще добавить, что скобяные изделия (ручки и шпингалеты) были выполнены по рисункам автора.
Жилой дом на Кропоткинской улице З.Розенфельда, а также дом на улице Горького А.Бурова и дом на Покровском бульваре Л. Чериковера явились темой творческого разбирательства на дискуссии, организованной в 1936 г. критической секцией Московской организации Союза советских архитекторов. Во время дискуссии выступили как сами авторы домов, так и представители архитектурной общественности — К.Алабян, С.Кожин, Н.Колли, А.Мордвинов и др. Новые жилые дома посчитали как несомненный подъем советской архитектуры и шаг вперед в области жилищной архитектуры, хотя были высказаны и критические замечания.
Отметим, что автору проекта дома на Кропоткинской, когда дом построили, было чуть за тридцать.
Вскоре З.Розенфельд приступает к реализации крупной градостроительной задачи — реконструкции Можайского шоссе — теперь Кутузовского проспекта. Эта работа у него займет много лет.
Довоенная творческая деятельность Розенфельда не останется незамеченной. В 1940 г. за успешную деятельность по осуществлению генерального плана реконструкции Москвы он, наряду с другими архитекторами, награждается орденом Трудового Красного Знамени.
Менялись времена. После войны на первый план выдвигается идея строительства жилья индустриальными методами на основе типизации отдельных элементов и целых домов. В 1949 г. начинается новый период в творческой биографии З.Розенфельда. В эти годы в Москве начинается невиданная ранее по масштабам и размаху строительства застройка Песчаных улиц, примыкающих к Ленинградскому шоссе вблизи станции метро «Сокол». Проектные работы проводились в архитектурной мастерской, руководимой З.Розенфельдом.
Новую улицу назвали Ново-Песчаной. На месте пустырей и огородов выросли новый жилой район, жилые дома, школа, больница, магазины, кинотеатр. Чтобы осуществить такое строительство быстрыми темпами, потребовались более совершенная организация дела, новые индустриальные методы труда. Были продуманы все звенья, все узлы технологического процесса, которые можно механизировать. На Новопесчаной появились десятки машин- экскаваторов, башенные краны, самосвалы, пневматические и электрические инструменты. Было продумано все необходимое для широкого применения принципа сборности домов. На строительной площадке собирались узлы и блоки, изготовленные заводским индустриальным способом: готовые блоки окон и дверей, железобетонные плиты перекрытий, достигавшие десятков квадратных метров, целиком собранные лестничные марши.
Был запроектирован жилой корпус, известный под номером 53, все детали которого изготавливались на заводах. Здесь впервые был применен сборный железобетонный каркас. В качестве стенового материала — пустотелые блоки. Снаружи здание облицовано декоративной керамической плиткой. В числе новинок строительной техники, использованной при сооружении этого здания, — санитарно-техническая панель высотой в этаж, включающая трубы горячего и холодного водоснабжения, отопления и канализации.
Сегодня, с высоты 90-х годов, застройка Песчаных улиц не вызывает у нас восторга, отнюдь. Но в начале 50-х годов это было новым словом в массовом жилищном строительстве. И, видимо, не случайно за коренные усовершенствования методов производственной работы в области жилищного строительства в 1951 г. архитектор З.Розенфельд удостаивался Государственной премии. А годом ранее, в 1950 г., З.Розенфельд был удостоен Государственной премии за строительство дома на Садово-Триумфальной улице, в котором еще отдана дань классике.
Середина 50-х годов ознаменовалась крутым поворотом в советской архитектуре. Вот что писала, например, газета «Вечерняя Москва» 11 августа 1954 г. на своих страницах: «В Академии архитектуры СССР бытует «теория», согласно которой эстетическая сторона в зодчестве является определяющей, и потому дома, не удовлетворяющие эстетическим требованиям, относятся не к архитектуре, а к категории «простого строительства». Нет необходимости доказывать беспочвенность и нелепость этой «теории». И далее: «Архитекторы, стремясь к тому, чтобы их произведения не были отнесены к «простому строительству», обращают все внимание на создание художественного образа. «.
Итак, художественный образ в архитектуре признается вещью никчемной и ненужной. Во главу угла ставятся вопросы снижения стоимости строительства. Как же в таких условиях складывается дальнейшая творческая судьба архитектора Зиновия Розенфельда?
Уже в проекте гостиницы в Плотниковом переулке ему удается осуществить идеи нового архитектурного направления как во внешнем облике здания, так и в особенности в его интерьерах, где нашли свое воплощение принципы рациональности и комфорта.
В 1955 г. З.Розенфельд с группой советских специалистов совершает турне по Финляндии, Швеции, Дании и Австрии с целью ознакомления с методами строительства за рубежом. Во время этой поездки он ведет подробные профессиональные записи. Его интересовали все тонкости строительства, о чем можно судить по выдержкам из дневника.
Дания, Копенгаген. Осматривали строительство многоэтажных домов в районе Беллахой. Дома высотой в 12-13 этажей. Высота помещений 2,6 м. Квартиры имеют одну большую и одну-две или три маленькие комнаты. Кухни хорошо оборудованы. В каждой квартире шкаф-кладовая с полками, вешалками и шкафом для зимних вещей. Конструкция — несущие внутренние стены и перегородки, наружные стены — заполнение из бетонов легкого веса. Наружная поверхность рифленая. Работа очень чистая. Лифты бесшумные. В маленьких квартирах сидячие ванны.
Архитекторы Финляндии, Швеции и Дании прилагают много усилий для достижения эстетического впечатления и красоты так, как они ее понимают. Внутренние стены комнат они рассматривают как спокойный фон для изящной, простой, негромоздкой и удобной мебели. Мебельная ткань у мягкой мебели простая, но приятная на ощупь и окрашена в сочные тона; подчеркивается естественная структура деревянных элементов.
В обстановке квартир и в их отделке отсутствует какой-либо намек на роскошь, однако благодаря хорошо найденным пропорциям и формам предметов и продуманной цветовой гамме квартиры выглядят привлекательно и нарядно.
В Копенгагене мы видели 10-этажные дома большой протяженности со входом в квартиры из открытого балкона-галереи. В этих домах лестницы и два лифта.
Подобных записей в дневнике много. Профессионально вдумчиво З.Розенфельд впитывает в себя опыт зарубежного жилищного строительства, понимая» что опыт этот ему очень пригодится в дальнейшей работе в Москве.
Зиновий Розенфельд был прежде всего архитекторомпрактиком. Однако это не мешало ему размышлять о теоретических проблемах архитектуры. Строя по своим проектам здания в Москве, он не мог не задумываться над вопросами соотношения «современности» и «традиций». Он считал, что наиболее характерной для Москвы является застройка XYIII и XIX вв. Это живописные дворики Замоскворечья, поэтические силуэты куполов и колоколен небольших церквей, причудливые зигзаги старых московских переулков и улочек, уютные городские дома-усадьбы с парадными дворами. И над всей застройкой — древний Московский Кремль.
Со второй половины XIX в. с развитием промышленного и торгового капитализма начинается интенсивное строительство доходных домов, банков, магазинов, создавших ту городскую среду, которая до наших дней сохранилась в центре города — на Сретенке, Маросейке, Покровке, Трубной и многих других старых типичных московских улицах и переулках.
Могла ли Москва остаться прежней? Новое общество выдвинуло новые задачи, обусловило коренную перестройку города. Строительство развернулось с невиданным ранее государственным размахом. Расширялись старые улицы, возникали новые площади, застраивались новые жилые районы. Все же З.Розенфельд был глубоко убежден, что творчество русских мастеров архитектуры должно сохраняться. Необходимо сохранять и реставрировать каменную летопись города, памятники прошлого, так как именно сочетание старого и нового придает городу неповторимую красоту и очарование.
Всегда ли это удавалось архитектору? В случае с Кропоткинской улицей, например, — да. Дом на Кропоткинской улице, построенный по проекту З.Розенфельда, органично вписался в ее архитектурно-художественный облик. Тоже можно сказать и о доме на улице Горького, построенном позднее. И о доме на Садово-Триумфальной.
Но, конечно же, в новостройках естественно возникали и новые задачи. З.Розенфельд всегда жил теми насущными проблемами времени, которые это время выдвигало на передний план.
С 1955 по I960 г. З.Розенфельд работает руководителем мастерской N» 5 ГлавАПУ Москвы, являясь главным архитектором Бауманского и Москворецкого районов. По его проектам застраиваются район Волхонка-ЗИЛ и Варшавское шоссе.
В I960 — 1961 гг. он занимает высокий пост заместителя председателя Госстроя РСФСР. Но уже в сентябре 1961 г. постановлением Совета Министров РСФСР З.Розенфельд освобождается от этой должности. В чем была причина? Так или иначе, но З.Розенфельд был рад этому обстоятельству. В 1961 — 1964 гг. он — директор МНИИТЭПа, где вновь занимается творческой авторской работой. К этому периоду относятся его проекты первого вибропрокатного 9-этажного крупнопанельного жилого дома в переулке Ольминского и 12-этажного дома той же конструкции на улице Чкалова.
С 1Q64 г. З.Розенфельд руководил мастерской 6 управления «Моспроект-1», занимавшейся реконструкцией и застройкой Первомайского и Бауманского районов Москвы.
Когда-то в Измайлове, до революции, проводились рабочие маевки. Потому и назван район Первомайским. Теперь это новое Измайлово. Во многом — благодаря усилиям архитектора З.Розенфельда, отдавшего много творческого вдохновения для его преображения. По проектам архитектора в Первомайском районе построен целый ряд жилых и общественных зданий.
Административно-общественным центром Первомайского района является Семеновская площадь. До войны здесь был построен кинотеатр «Родина», один из крупнейших в Москве. В последнее время на площади возник современный градостроительный ансамбль.
Реконструированы и многие улицы района. Улица Щербаковская, по булыжной мостовой которой когда-то с трудом разъезжались два извозчика, стала теперь широкой магистралью с бульваром. Преобразились Измайловское шоссе, Мееровский проезд, Соколиная гора. Бывшая рабочая окраина стала одним из индустриальных и научных центров Москвы.
В другой части Первомайского района — Измайлове — расположен лесопарк, крупнейший в Европе . А на месте еще недавно существовавших невзрачных бревенчатых домиков вырос современный жилой район Южное Измайлово.
Но если Южное Измайлово — жилой район, выстроенный заново, то Бауманский район столицы, реконструкция которого осуществлялась также коллективом архитекторов мастерской 6, — старейший в городе. В рукописях XIV в. имеется упоминание о селе Елох (теперешняя Спортивная улица) и о других населенных местах между Садовым кольцом и рекой Яузой, что дает основание считать эту территорию одной из древнейших частей столицы.
С момента основания Немецкой слободы в XYI в. (район улицы Баумана), строительства Лефортовского, Головинского, Слободского дворцов (XVII-XVIII вв.) эти места связаны со значительными историческими событиями. В этом районе родился Пушкин, здесь живали Мицкевич и Куприн. На бывшей Немецкой улице в 1905 г. погиб Николай Бауман.
Здесь строили здания выдающиеся зодчие М.Казаков, Д.Жилярди, Д.Ухтомский. Многие памятники архитектуры находятся сегодня на государственной охране. Это дворец Петра на Яузе (XVII-XVIII вв.), Слободский дворец (МВТУ им. Баумана, XVIII-XIX вв.), дом Демидовых (Институт геодезии и картографии, XVIII в.), собор Богоявления в Елохове (XIX в.) и др.
Как уже было сказано, архитектор З.Розенфельд бережное отношение к архитектурным памятникам считал основополагающим принципом градостроительного проектирования. Этим принципом он и руководствовался при разработке проекта детальной планировки Бауманского района. Конечно, необходимость сохранения архитектурных и историко-мемориальных памятников и охранных зон в значительной мере ограничивает композиционные возможности нового строительства. В то же время учет архитектурных памятников, проектирование новых зданий в их контексте обуславливают выразительную композицию застройки. Примером тому может служить градостроительная реконструкция площади Разгуляй, где по проекту З.Розенфельда сооружено здание Бауманского райкома КПСС и райисполкома. Новое здание органично вписалось в историческую застройку площади. * Считается, что жилищное строительство было основной деятельностью архитектора З.Розенфельда. Пожалуй, это так и есть. Но по его проектам было построено и большое количество общественных зданий. З.Розенфельд проектировал и строил больничные корпуса, торговые центры, гостиницы, кинотеатры, спортивные комплексы. Вот некоторые из его проектов. Торговый центр «Первомайский» (1970), реконструкция санатория «Барвиха» Этим принципом он и руководствовался при разработке проекта детальной планировки Бауманского района. Конечно, необходимость сохранения архитектурных и историко-мемориальных памятников и охранных зон в значительной мере ограничивает композиционные возможности нового строительства. В то же время учет архитектурных памятников, проектирование новых зданий в их контексте обуславливают выразительную композицию застройки. Примером тому может служить градостроительная реконструкция площади Разгуляй, где по проекту З.Розенфельда сооружено здание Бауманского райкома КПСС и райисполкома. Новое здание органично вписалось в историческую застройку площади. * Считается, что жилищное строительство было основной деятельностью архитектора З.Розенфельда. Пожалуй, это так и есть. Но по его проектам было построено и большое количество общественных зданий. З.Розенфельд проектировал и строил больничные корпуса, торговые центры, гостиницы, кинотеатры, спортивные комплексы. Вот некоторые из его проектов. Торговый центр «Первомайский» (1970), реконструкция санатория «Барвиха» (1967 — 1977), двухзальный киноконцертный зал «София» (1978), реконструкция стадиона в Измайлове (1974 — 1979). Одной из значительных работ З.Розенфельда в последние годы является проект комплекса санатория «Русь», сооруженного в Подмосковье (1985).
Зиновий Моисеевич Розенфельд всегда вел также активную общественную деятельность, в том числе международную.
Счастливая судьба — подумает читатель. Однако не судьбой оценивается человек. Многие архитекторы также построили много зданий — одни лучше, другие хуже. Но Зиновий Розенфельд был одержим архитектурой. И в этом секрет его успеха.