Поселения, жилища и постройки чувашского народа: типы, строительные материалы, постройки. Застройка и благоустройство городов в XVI-XIX вв.(на примере г. Чебоксары).
Основные типы поселений — села и деревни . Наиболее ранние типы расселения — речной и приовражный, планировки — кучево-гнездовой (в северных и центральных р-нах) и линейный (на юге). На севере характерно деление деревни на концы , обычно заселённые родственными семьями. Уличная планировка распространяется со 2-й пол. 19 в.
Традиционная изба ставилась в центре переднего двора входом на восток и окнами на юг, топилась по-черному глинобитной печью у задней глухой стены. Вдоль стен устраивали нары. Со 2-й пол.XIX в. распространяются жилища среднерусского типа с трехраздельной структурой: изба — сени — клеть. Окна прорубаются в 3 стенах; внутренняя планировка подобна русской: красный угол, коник, лавки по стенам; кухня отделяется перегородкой. К нач. ХХ в. курная печь заменяется русской печью с трубой и полатями, при этом сохраняется традиционный очаг с подвешенным или вмазанным котлом. Позднее распространились печи-голландки. Крыша 2-, на юге часто 4-скатная, крытая соломой, дранкой или тесом. Дом украшается полихромной росписью, пропильной резьбой, накладными украшениями, т. н. «русские» ворота с двухскатной крышей на 3-4 столбах — барельефной резьбой, позднее росписью. В традиционных избах живет 80% сельских чувашей.
Встречается древняя срубная постройка — лась (первоначально без потолка и окон, с открытым очагом), служащая летней кухней. Распространены погреба, бани. Сохраняются традиционные локальные отличия в жилище и планировке усадьбы: у верховых чувашей жилой дом и хозяйственные постройки соединены Г- или П-образно, распространены большие открытые дворы, у низовых клеть, как правило, отделена от дома, надворные постройки расположены в противоположном от дома углу двора, преобладает яркая полихромная раскраска, обильные декоративные элементы во внешнем убранстве. Современный сельский дом — четырёх- или пятистенок с внутренней распланировкой жилого помещения, верандой, парадным крыльцом, мезонином. Интерьер сохраняет традиционные черты: в переднем углу располагаются стол, стулья, диван или скамьи, кровать нередко отделяется занавеской. Используются домотканые ковры (палас), традиционные вышивки.
Застройка и благоустройство городов в XVI-XIX вв.
Нет такого вопроса
Культура питания, традиционные блюда.
Культура питания, традиционные блюда.
Основные хлебные растения, потребляемые в пищу — рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, известные по арабским источникам и археологическим данным, еще в Волжской Булгарии.
Главное место отводилось блюдам из ржаной муки, кислому хлебу и многочисленным печениям, начиная от подовых лепешек и кончая традиционными пирогами с мясной или рыбной начинкой хуплу. Использовались также мука, крупа и толокно, приготовленные из овса, пшеницы, полбы и ячменя.
Чувашская национальная кухня насчитывает значительное количество мясных блюд. Употребляли в пищу говядину, баранину, конину (у низовых чувашей), домашнюю птицу. Традиционное чувашское угощение шарттан — овечий желудок, начиненный мясом. Варили также домашнюю колбасу. Широко использовались молочные продукты, преимущественно кислое молоко турах, пахтанье уйран, а также творог в виде сырков чыкыт. Масло и яйца в пищу шли в незначительном количестве: наряду с зерном они являлись основной товарной продукцией крестьянского хозяйства. Изредка употреблялась дичь, преимущественно зайчатина. Жители приречных селений ели рыбу. Вкусные и питательные блюда национальной кухни готовились только по праздникам. Чувашская семья в основном питалась традиционным супом яшка с домашней лапшой, который лишь изредка варили на мясном или рыбном бульоне, а также уйраном, вареным картофелем, кашами, киселями. Каша, суп с клецками, блины, лепешки, а также яйца и напитки являлись обязательным атрибутом религиозных обрядов чувашей.
Из сладостей чуваши употребляли мед, который использовался также же для медового напитка и медовой бражки. Хмельным напитком было пиво, приготовленное из ячменного или ржаного солода.
Традиционная система питания чувашей, укладываясь в рамки поволжской модели, имеет и некоторую специфичность, которая указывает на доминирующий характер этногенетической близости чувашей к миру скотоводческих народов Азии.
Одна группа их кушаний и блюд имеет преемственную связь с кулинарными традициями древних кочевников, а также тюркских и частично ираноязычных народностей Азии, другая сформировалась в относительно поздние периоды уже в среднем Поволжье и Приуралье в результате культурно-генетического взаимовлияния с местными финно-уграми (каши, некоторые мучные изделия), а также русскими.
35. Семейная обрядность: родильные (имянаречение, крещение), свадебные обряды.
1) Традиции и обряды в чувашской свадьбе.
Знакомства и выбор невесты и жениха.
По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям и сестрам. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях.
Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п.
Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.
Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания, родители юноши посылали сватов . Через несколько дней в дом невесты приезжали родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты. Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны невесты также собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением приоткрывали дверь и молились с кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни, веселье, В этот же день невеста дарила будущим родственникам подарки: полотенца, сурпаны, рубахи и угощала их пивом, в ответ они клали в опустошенный ковш несколько монет. Во время одного из этих посещений сваты договаривались о дне свадьбы и размере калыма и приданом.
За несколько дней до свадьбы родители жениха еще раз приходили в дом невесты для окончательного договора о сроках свадьбы.
В качестве калыма давали деньги, продукты питания для свадьбы, шкуры для шубы и т.п. А в приданое входила разная одежда, платки, полотенца, перины-подушки, сундуки, домашние животные: жеребенок, корова, овцы, гуси, курица с цыплятами.
Старший дружка выбирался из близких родственников жениха — добрый, веселый мужчина, балагур и краснобай, отлично помнящий все подробности свадебного ритуала. Обычно он вел переговоры с родителями невесты. Младший дружка выбирался из молодых родственников жениха.
Подготовка к свадьбе
Везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю.
Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы.
Невеста кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.
По чувашским традициям, и жениха, и невесту сажали на подушки со специальными вышитыми узорами. Русские сажали новобрачных на меховые шкуры, чтобы они жили богато.
Жениха вводили в дом, он кланялся родителям, и те благословляли его.
Обязательным свадебным обрядом был одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу.
Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой —который также мог проводиться по-разному. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.
Интерьер чувашского дома обуславливался
Интерьер чувашского дома был прост. Сеней первоначально не имелось, устраивался только чуланчик. Внутри избы вдоль стен устраивались широкие нары, над дверью, у печи, — полати. В булгарскую эпоху булгаро-чуваши изготавливали стекло для окон, позднее после разгрома Волжской Булгарии Золотой Ордой и в эпоху Казанского ханства, стал использоваться специально обработанный пузырь. Трубы печей выводили наружу, однако после непосильных налогов, наложенных на инородцев царской Россией в XVII веке, когда налоги налагались на каждое окно и трубу, число и размер окон резко уменьшаются, а глинобитные печи стали только топиться по-черному, дым выпускался через волоковое окно в углу. С середины XIX в. чуваши начинают ставить русские печи с дымоходом. Однако в них при этом традиционный очаг — «вучах»— с подвешенным котлом у верховых чувашей и вмазанным котлом — у низовых — сохраняется.
Чувашский «лаç» (летняя кухня) — это четырехугольный деревянный или каменный домик с земляным полом, и маленьким окном и соломенной или деревянной кровлей. В нем летом готовили и принимали пищу, варили пиво.
Во второй половине XIX в. зажиточные чувашские крестьяне стали возводить более просторные и благоустроенные дома. Вместо курных изб появляются белые избы и каменные дома с застекленными окнами и теплыми сенями. В домах заводятся предметы городской обстановки. Лучина и сальные свечи постепенно заменяются керосиновыми лампами.
Интерьер чувашского дома обуславливался
Чувашский дом внутри
Ученые прошлых столетий отмечали, что все дома чувашей, и победнее и побогаче, были очень похожи. Это происходило и потому, что, по древним традициям, внутреннее устройство чувашского дома напоминало собой устройство всего мира.
Интерьер дома. В интерьере чувашского дома не было ничего лишнего, только самое необходимое для работы и отдыха, особенно в зимнее время.
Вход в чувашский дом всегда устанавливался на восток. Это было необходимо, так как во время молений чуваши всегда обращались в сторону солнца.
Справа от входа (реже слева) стояла печь, в противоположном углу по диагонали – стол.
Каждый угол имел свое название, и таким образом внутреннее пространство дома делилось на 4части – кереке, тепел, алак кукри ( дверной угол), камака кукри ( печной угол). Тепел могли отделять занавесом ( чаршав ).
В центре, в углу печи, устанавливали особый столб – улча юпи (улчепи) .К нему и к противоположным стенам высоко под потолком прикрепляли две плоские перекладины ( лаптак кашта). На них хранили всякие мелкие вещи, клали хлеб, вешали одежду.
Мебель ( сетел-пукан) изготавливалась из древесины и украшалась резьбой. Самым необходимым и универсальным предметом мебели были нары ( сак ). Их изготавливали врубали в стены сразу после строительства дома. Чувашские нары шириной около 1,5 метра были очень удобны и для работы, и для отдыха. На них, постелив подушки ( ситар, минтер) , перины или тюфяки (тюшек) , спали всей семьей. Под нарами хранили всякую утварь.В холодное время маленьких детей не спускали на пол, и они целый день играли на широких нарах.
Под нарами в (тепели) был вход в подпол. Чтобы туда спуститься, верхнюю часть нар поднимали.
В древности у чувашей, как и у других народов Поволжья, стол (сетел) был не выше нар и использовался в особых торжественных случаях, например, во время молений и праздников. Это подтверждается особым отношением чувашей к столу. На него нельзя садиться, стучать по нему, класть грязные вещи.
К остальным предметам мебели можно отнести разные скамейки (сак, тенкел), полки ( сулек, сентре), сундуки( арча, сунтах), кровать( путмар), стулья ( пукан, тенкел).
Во время праздников дом украшали: нары накрывали войлоками, для сидения расстилали подушки, стол накрывали вышитой скатертью (елме).
Печь. Самым большим и важным предметом интерьера дома была печь ( камака).
Как и у всех народов Поволжья, печи могли быть двух видов: «белые» и «черные». У «белой» печи была труба, и через нее дым выходил наружу. У «черной» печи такой трубы не было, и дым попадал в помещение. От него потолок и верхняя часть стен покрывались копотью, становились черного цвета. Во время топки «черной» печи открывали специальные (волоковые) окошки ( тене ) около двери и печи, через них выходил дым.
Для сооружения «черной» глинобитной печи возводили сруб, на него накладывали слой глины и ставили половинку деревянного дуплистого обрубка. Сверху набивали глину и камни. После просушки разводили огонь, и дупло сгорало, одновременно обжигая свод печи.
«Белую» печь клали из кирпичей, обмазывали глиной и белили.
Самыми лучшими дровами были дубовые и березовые. Они дольше сохраняли тепло, от них не было опасных для деревянного дома искр.
Традиционное украшение жилища чувашей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 08:39, контрольная работа
Краткое описание
Сегодняшние деревни чувашей отчасти сохраняют скрытное местоположение. Это вызвано как укоренившейся традицией, так и утилитарными соображениями. Располагая деревни на склонах оврагов, чуваши преследуют несколько целей. Во-первых, наиболее полно используются площади, предназначенные для посевов. Во-вторых, в оврагах устраиваются пруды и маленькие запруды для домашней водоплавающей птицы. Склоны, обращенные к солнцу, наиболее выгодны для посевов ценных пород овощей и плодовых деревьев.
Содержание
Введение 3
Дом 5
Интерьер чувашского жилища 7
Крыльцо, козырек 9
Резные наличники 11
Ритуальные ворота 16
Список использованной литературы 22
Вложенные файлы: 1 файл
культурология.docx
Федеральное агентство по образованию
УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Кафедра «Национальные культуры»
По дисциплине: «Культурология»
На тему: «Традиционное украшение жилища чувашей»
Студент ______ ______ Н.В. Потехина
Принял ______ ______ Л.М. Андреева
Интерьер чувашского жилища 7
Крыльцо, козырек 9
Резные наличники 11
Ритуальные ворота 16
Список использованной литературы 22
Сегодняшние деревни чувашей отчасти сохраняют скрытное местоположение. Это вызвано как укоренившейся традицией, так и утилитарными соображениями. Располагая деревни на склонах оврагов, чуваши преследуют несколько целей. Во-первых, наиболее полно используются площади, предназначенные для посевов. Во-вторых, в оврагах устраиваются пруды и маленькие запруды для домашней водоплавающей птицы. Склоны, обращенные к солнцу, наиболее выгодны для посевов ценных пород овощей и плодовых деревьев. Насаженные вдоль улиц и склонов ивы в сочетании с водоемами и защищенная от ветра низменность создают наиболее благоприятный микроклимат для жизнедеятельности человека.
Нехристианское восприятие мира побуждало чувашей с глубоким почтением относиться к природным явлениям. Это было характерно и для многих народов древности. Отношение к природе как к частице самого Творца предполагало и соответствующее отношение к ней.
В старину улицы деревень были чисты и покрыты невысокой травой. Родники (чув. çăлкуç — «глаза спасителя») бережно ухаживались, не допускалось их засорение. Улицы подметались. По рассказам стариков, подметались подъездные пути и даже тропинки в лесу. По поверьям чувашей, змея жалит того, кто неосторожно топчет траву.
За пределами села ставились ветряные и водяные мельницы. В оврагах на месте родников сооружались своеобразные конструкции из последовательно расположенных на разных уровнях долбленых колод, по которым стекала родниковая вода.
В чувашском селе и подворье не найти места, подобному «японскому саду», служащему исключительно для удовлетворения эмоционального состояния человека. Положительное эмоциональное состояние человека в огороде и саду чувашского подворья поддерживает его ухоженность и максимальное использование полезной площади под посевы.
Заметим, что и по сегодняшний день огороды чувашей выгодно отличаются от огородов соседних народов своей ухоженностью и рационально используемой площадью.
Деревни чувашей замыкались со всех сторон изгородью для удержания скота и во избежание потравы посевов. Въезды со всех сторон замыкают ворота. Кроме того, за пределами деревни сооружались отдельные загоны для стада. В изготовление самих изгородей нередко вкладывалось мастером незаурядное чувство ритма и эстетики. [Ard, arde (xypp.) — «город», purd — (чеч.) — «надел», карта (чув.) «крепость, ограда»].
В чувашских деревнях до сегодняшнего дня бытует обычай вывешивания лошадиных черепов на забор или бараньих рогов на ворота «от сглаза». В декоративной резьбе мы не встречаем знаков подражателей-заменителей этих предметов. Этот факт говорит о том, что в данном случае оберегом является не форма черепа или рогов, а сама кость священного животного. Подобным оберегом являются насаждения рябины или калины по углам участка. Ветви этих же деревьев используются в обряде очищения земли под закладку нового сооружения.
Крыши изб чувашей практически повсеместно двускатные. Кавказские и месопотамские дома были обращены входами на восток. По свидетельству А. Фукс, аналогично ориентировали свои дома чуваши в XIX в. Восток — это направление рождения солнца — символа жизни, запад — это закат солнца — символ умирания жизни, отсюда западная ориентация могильников чувашей.
Свои дома чуваши строили не только из бревен. Чувашская диаспора, в зависимости от региональных особенностей, строит из природного камня, а также саманные постройки. В Урмарском районе избы часто строятся на белокаменных основаниях.
Очень интересный кирпичный дом находился до середины 90-х годов XX в. в д. Кукшумы Ядринского района Чувашской Республики. Дом был построен в начале XIX в.
Его стены по кирпичу были расписаны орнаментом. По центру стены шли две горизонтальные линии, от которых парно вертикально расходились вверх и вниз крупные волютообразные завитки охристого, белого и салатового цвета. Подобная орнаментация присутствует на фрагменте кожаной обуви из старых Чебоксар и символизирует мировое древо.
Волютообразное оформление предмета получило самое широкое распространение в традиционном чувашском искусстве. Семантическое значение волюты варьируется в зависимости от общей композиции от символа сияния до знака мирового древа.
В книге А. Салмина «Семантика дома у чувашей» делается вывод о том, что дом у чувашей «ассоциируется с человеком, со Вселенной вообще». В материалах, собранных А. Салминым, фасад дома представляется лицом человека и его деталями. Вышеприведенная интерпретация семантики фасада дома носит всего лишь ассоциативный характер, что не относится к собственно семантическому смыслу объекта.
Композиционное построение дома соответствует свойственной чувашскому искусству традиции космогонического осмысления предмета. Угловые пилястры называются мастерами-строителями столбами. Четыре столба поддерживают крышу — символ неба. Слуховое окно фронтона чаще всего вырезается в виде полумесяца. Конек крыши в частных случаях украшается орлом, охраняющим и держащим небо.
Крыша дома — небесный уровень мироздания, а потому женщина никогда не поднималась на чердак. На чердак же выбрасывался послед роженицы.
В чувашских деревнях близ Самары существует обычай устанавливать некое подобие двускатной крыши на четырех столбах над могилой. Это сооружение именуется ими чертак. В данном случае налицо семантическое совмещение дома для живых — избы, четыре столба — угловых пилястра; держащих небо — крышу; могила — дом мертвых, над которым те же четыре столба, символизирующих четыре столба мироздания, поддерживающих небо — чертак могилы.
По сведению автора XVIII в. К. Милькевича, на чувашской киремете находилось строение, имеющее только три стены: с западной, южной и северной сторон. Восточная сторона оставалась открытой. Внутри помещался стол, где обычно разделывали жертвенных животных. Перед этим строением бывает жертвенник, подобный столу, длинной стороной обращенный на восток, за ним находились священные деревья.
В данном случае мы сталкиваемся с древнейшим артефактом, явившимся основой античного храмового строительства, в частности, так называемого храма в антах, о чем можно прочитать ниже. В древности дом одновременно нес и функцию храма. Дом-храм (purl (хурритск.), pur(u)li (ПВК) — «дом, храм» (Дьяконов, Старостин, 1988); пÿрт (чув.) — «дом»; ср. греческое наос — «жилище, храм»). В доме чуваши проводили наиважнейшие моления, а потому система дом-храм относится и к чувашам.
Интерьер чувашского жилища
Первое, что бросается в глаза посетителю, прошедшему через полутемные сени в избу, это пространство, ограниченное справа или слева массивной побеленной печью и упирающееся в противоположную стену с окнами на улицу. Вдоль этой стены видна часть деревянного стола и лавка перед ним. Воздух в избе, благодаря высокому потолку, свеж и пропитан ароматом дерева и печного тепла. Важное значение в патриархальной семье придавалось месту у стола в семье.
Как правило, в деревенских жилищах чувашей царит чистота и порядок, как будто хозяева вот-вот ждут гостей. Стены деревянных изб чаще всего тесаны изнутри и обструганы. Потолок и стены чаще неокрашены. Дощатый пол в современных домах окрашен коричневой масляной краской и покрыт лоскутными или домоткаными половиками. По стенам избы — широкие деревянные лавки. На стене — фотографии родственников в единой раме, отец и мать выделяются в отдельные рамы. Подобный обычай наблюдается и у соседних народов. У чувашей этот своеобразный культ предков получил распространение с появлением фотографии взамен забывающегося культа йĕрĕхов — духов предков.
Так, по сведениям информатора Ю. Матросова, в кĕреке (переднее почетное место в доме) семья располагалась следующим образом:
Вход в избу прорубался с восточной стороны, он же служил местом обращения молитв. Дом как бы разделялся на две части: у входа до уша юпи — для всех, за ним — священная часть, только для членов семьи. На рисунке отец выделен черным квадратом, мать — серым кругом. От матери дети сидят по возрастанию, начиная с самого младшего. Красный угол отмечен косой линией.
Красный угол тур кĕтесси «божий угол» — есть там икона или нет — украшен вышитыми полотенцами. «Для жертвоприношения ей (деве йĕрĕх) из коры вяза делают лукошко и ста-вят в один из утлов лачуги на высокое место и, чтобы глазам не видно было, огораживают заборчиком из досок». Это не идолы божков и не домовые. Следует отметить, что куклы йĕрĕхи выполнялись в виде мужчин и женщин. Эти изображения — заменитеди умерших предков. Подобные религиозные представления существовали у хантов, кетов и других народов.
Происхождение «красного угла» связано с древнейшими обычаями. Центром церемоний в домах древнейших земледельцев Кавказа и Месопотамии служил очаг и возвышение-пьедестал у задней стены дома.
В кĕреке под потолком подвешивалась деревянная резная птица. Подобная птица сохранилась в запасниках Государственного Петербургского этнографического музея. Крылья птицы сделаны из отдельно прикрепленных дощечек, в отличие от русских, выполненных из тонко наструганных лучин. Птица украшена тонким резным орнаментом.
В д. Новоафоньково Самарской области хозяйка изготовила ковер белого цвета с тремя красными знаками солнца в центре. Сегодня трудно сказать, насколько было развито ковроткачество у чувашей. В музеях страны они не представлены. Видимо, ковроткачество получило наибольшее развитие у народов с кочевым укладом.
Ситцевые шторы зонируют площадь избы: завешивают кухонную часть возле печи, где обычно стоит различная посуда и лежит охапка дров, прикрыты полати на печи и спальня хозяина.
Дверь в дом в чувашских обрядах несла смысл выхода в иной мир. Карниз над дверью иногда украшался широкой фигурной доской с вырезанным на нем мелким орнаментом, символизирующим мировое древо. В настоящее время такая резьба может быть покрашена масляной краской. Возле двери обычно висело оружие кистен или чукмар с целью защиты от грабителей.
Во время обряда чÿклеме «старики рода усаживались за стол, и запевали гимн земледельцев — песню «Алран кайми…», а на карниз печи около очага вешали «богато вышитое полотенце, которое не выполняло никаких других функций, кроме торжественно-ритуальных. Полотенце это передавалось из поколения в поколение, оно выполняло функцию своеобразного «флага над очагом».
К сожалению, подобные элементы декоративно-прикладного искусства чувашей никогда не привлекали внимания исследователей. А ведь такие детали являются основами стилеобразования в архитектуре. В с. Октябрьском Чувашской Республики зафиксировано своеобразное оформление козырька над дверью амбар.
Существует одна интересная чувашская традиция, свойственная также и другим народам — это изображение знаков огня под крышей крыльца, имеющее значение сакрально очищающего элемента. Два знака очищающего огня находятся по сторонам ворот древних мексиканских индейцев. Присутствующий знак огня в орнаменте дома завершает композицию его декора и подразумевает очищение входящего в дом человека из мира хаоса в мир человеческий.
Подобную же космогоническую нагрузку несут в себе кованые козырьки крылец в г. Чебоксары на здании Художественного училища (дом начала XVIII в.) и здании Чувашской национальной галереи (дом конца XIX в.). На здании Художественного училища мы видим характерную для чувашей шестилучевую розетку-солнце. По сторонам от нее два знака мироздания (четыре столба, держащих четыре стороны небосвода) — орнамент, имевший широкое распространение в древнем мире. Вся композиция обрамлена по краям символами огня.
Большинство употребляемых знаков: солнце, огонь, древо — известно еще с неолита. Как уже упоминалось выше, все они носят очистительный характер. Аналогичную функцию несли те же знаки и на наличниках дома. Только в этих случаях они очищали от дурного глаза. Ворота же служили главной доминантой входа, а потому их символика несла не только очистительную функцию, но и олицетворяла вход из мира «не я» в мир «мы».