Художник Анны Ахматовой
прочитав белый стих А.Ахматовой «Эпические мотивы-2»,
что приведен внизу, задумался: а как бы он прозвучал с рифмой?
дополнил его рифмами:
*в каждой строфе:
первые две строки – А.Ахматовой (см. стих снизу),
остальные, дополняющие до рифм, – мои, Н.С.
Покинув рощи родины священной
И дом, где Муза Плача изнывала, –
Где света лунного мне было мало,
Где задыхалась от любви ущербной, –
Я, тихая, веселая, жила
На низком острове, который, словно плот,
Проплыв сквозь временны’е кружева,
Покинув мифов звёздный небосвод,
Остановился в пышной невской дельте.
О, зимние таинственные дни,
Меня в туни’ку лунную оденьте!
Чтоб лунным стал моей души родник –
И милый труд, и легкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Пусть лунным будет весь мой дом, –
чтоб старость
Боялась даже заглянуть ко мне.
Был переулок снежным и недлинным.
И против две’ри к нам стеной алтарной, –
Что по утрам играет светом дивным
Со звёздной гаммою серебряно-янтарной –
Воздвигнут храм святой Екатерины.
Как рано я из дома выходила,
Со вздохом оторвавшись от перины,
Чтоб насладиться лунным светом дива.
И часто по нетронутому снегу –
Свои следы вчерашние напрасно
Ища,
_____ как дождик ищут в среду, –
Я шла к мосту, влекома силой страстной:
На бледной, чистой пелене ища,
И вдоль реки, где шхуны, как голубки;
И вдоль причала, что без чаек отощал, –
И нет следов. Пустынно. Только шлюпки,
Одев из снега варежки да шубки,
Друг к другу нежно, нежно прижимаясь,
О сером взморье до весны тоскуют.
Порой казалось мне, что слышу вдруг реку’ я:
– Что ищешь ты?
– Любовь свою из мая. Себя ищу.
– Которую? . Какую? .
Я подходила к старому мосту.
Там комната, похожая на клетку,
Ту клетку-комнату я чую за версту –
И белый потолок, и чёрную кушетку.
Там демон страсти на крыло нанёс мне метку:
Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,
Молился кистью призрачной Мадонне,
С которой связан мессою-обетом,
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил, –
Я вдохновлялась им, его искусством,
Его полётом и размахом крыл.
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Душа всё больше возгорала страстью ложной,
От ужаса немея: в бликах те’ней
Всё горше и страннее было сходство
Моё с моим изображеньем новым.
А он без устали, с невиданным упорством
Писал мой лик, поправ любви каноны.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды –
Вся в переливах звёздно-лунной мирры,
На брудершафт испив глоток массандры –
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
И замирала от красот и дива,
Вцепившись в небо хваткою железной.
И всё дышало вечностью помпезной.
И вдруг разверзлась под ногами бездна мира –
И мы взлетели! А что дальше с нами было –
Не помню, всё забыла. память смыло.
Жаль, что не знаю, где тот парень милый,
Мой Амедео Модильяни пятитикрылый,*
С которым я над крышами парила,
Чтоб видеть снег, Неву и облака, –
Но чувствую, что Музы наши дружны.
И мне ночами чудится рука,
Крылом взлетающая, стра’стна и легка,
Что пишет мой портрет штрихом жемчужным.
И в голове рождается строка,
Уютная, как тёплый ветер южный,
Что связаны судьбою на века
Беспечной и пленительною дружбой:
Как девушки, не знавшие любви;
Как юноши – из сказки, миру чуждой, –
Которым ночью лунною
_____________________ люб Вий.
——
*шестое крыло – кисточка
—————————
*в каждой строфе:
первые две строки – А.Ахматовой (см. стих снизу),
остальные, дополняющие до рифм, – мои, Н.С.
***
Николай Сысойлов,
10-11.11.2017
Коллаж мой – на основе фото из интернета
(Анна Ахматова, итальянский художник Амедео Модильяни)
Анна Ахматова
«ЭПИЧЕСКИЕ МОТИВЫ», часть 2
2.
Покинув рощи родины священной
И дом, где Муза Плача изнывала,
Я, тихая, веселая, жила
На низком острове, который, словно плот,
Остановился в пышной невской дельте.
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и легкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным.
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм святой Екатерины.
Как рано я из дома выходила,
И часто по нетронутому снегу
Свои следы вчерашние напрасно
На бледной, чистой пелене ища,
И вдоль реки, где шхуны, как голубки,
Друг к другу нежно, нежно прижимаясь,
О сером взморье до весны тоскуют, –
Я подходила к старому мосту.
Там комната, похожая на клетку,
Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака, –
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви.
Коллаж мой – на основе фото из интернета
(Анна Ахматова, итальянский художник Амедео Модильяни)
Описание комнат в романе «Преступление и наказание», интерьер, комната Раскольникова, Сони, старухи-процентщицы
Раскольников в своей каморке (фильм 1969 г.) |
Описание комнат и интерьеров играет важную роль в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Автор дает краткую, но емкую характеристику всем ключевым интерьерам, на фоне которых разворачиваются события.
В таблице ниже представлено цитатное описание комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание»: характеристика каморки Раскольникова, комнаты Сони Мармеладовой, квартиры старухи-процентшицы и др.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Описание комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание» (каморка Раскольникова, комната Сони, квартира старухи-процентщицы и т.д.)
Бывший студент Родион Раскольников снимает комнату в доме Шиля в Петербурге. Комната Раскольникова под номером 14 находится на 5-ом этаже. Это небольшая комната шесть шагов в длину с очень низким потолком. Жилище героя напоминает шкаф, каюту, гроб или сундук. В комнате наклеены желтые обои. Из мебели в каморке имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
«Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать.» (часть 2 глава VI)
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.» (часть 1 глава I)
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.» (часть 1 глава III)
«Перед софой стоял маленький столик.» (часть 1 глава III)
«Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку. » (часть 1 глава III)
«. там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца. » (комната похожа на шкаф, часть 1 глава V)
«. тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова. » (часть 2 глава V)
« . на самого Раскольникова, раздетого, всклоченного, немытого, лежавшего на мизерном грязном своем диване. » (часть 2 глава V)
«Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна. » (часть 3 глава III)
«Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук.» (часть 1 глава III)
«Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова. » (часть 3 глава IV)
«. воротился Раскольников назад и поднялся в свою каморку. » (часть 3 глава VI)
Комната Сони Мармеладовой
«Тут только Соня заметила его. Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: «Капернаумов портной».» (часть 3 глава IV)
«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора.» (часть 4 глава IV)
«. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. » (часть 4 глава IV)
«Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.» (часть 4 глава IV)
«. это чиновник, отставной, титулярный советник, Мармеладов! Он здесь живет, подле, в доме Козеля. » (часть 2 глава VII)
«. а живем мы в холодном угле. » (часть 1 глава II)
«Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель. Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший…» (часть 1 глава II)
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике.» (часть 1 глава II)
«…комната его [Мармеладова и его семьи] была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки . была приотворена.» (часть 1 глава II)
«В комнате было душно…» (часть 1 глава II)
«…с лестницы несло вонью…» (часть 1 глава II)
«…из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…» (часть 1 глава II)
Квартира старухи-процентщицы состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. В гостиной старуха принимает своих клиентов, а в спальне — хранит деньги и заложенные вещи. Алена Ивановна содержит свое жилище в полной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки.
В гостиной поклены желтые обои, в этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик («туалет»), несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой. В спальне у старухи-процентщицы имеется кровать, комод и киот (шкафчик) с иконами. Под кроватью в спальне старуха прячет укладку (сундук), в которой хранятся личные вещи и драгоценности, полученные от клиентов:
«Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня.» (о прихожей и кухне, часть 1 глава I)
« Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем… Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…» (о гостиной, часть 1 глава I)
«Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.» (о спальне, часть 1 глава I)
«Тотчас же он побежал с ними в спальню. Это была очень небольшая комната, с огромным киотом образов. У другой стены стояла большая постель, весьма чистая, с шелковым, наборным из лоскутков, ватным одеялом. У третьей стены был комод.» (спальна старухи, часть 1 глава VII)
«Он бросил комод и тотчас же полез под кровать, зная, что укладки обыкновенно ставятся у старух под кроватями. Так и есть: стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками. Зубчатый ключ как раз пришелся и отпер. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром; под нею было шелковое платье, затем шаль, и туда, вглубь, казалось всё лежало одно тряпье.
Но только что он пошевелил это тряпье, как вдруг, из-под шубки, выскользнули золотые часы. Он бросился всё перевертывать. Действительно, между тряпьем были перемешаны золотые вещи — вероятно, всё заклады, выкупленные и невыкупленные, — браслеты, цепочки, серьги, булавки и проч.» (об укладке (сундуке), часть 1 глава VII)
«…маленький круглый столик, на котором стоял допитый стакан чаю…» (часть 3 глава V)
«Порфирий Петрович, как только услышал, что гость имеет до него «дельце», тотчас же попросил его сесть на диван. » (часть 3 глава V)
«И как ни в чем не бывало, он заботливо стал подставлять пепельницу Разумихину, беспощадно сорившему на ковер папироской…» (часть 3 глава V)
«…хохочут в прихожей. » (квартира Порфирия имеет прихожую, часть 3 глава IV)
Кабинет Порфирия Петровича
«Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая; стояли в ней: большой письменный стол перед диваном, обитым клеенкой, бюро, шкаф в углу и несколько стульев — все казенной мебели, из желтого отполированного дерева.» (часть 4 глава V)
Это были материалы с описанием комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание» Достоевского.