- Парковка в чужом дворе и шлагбаумы по новым правилам
- Без машин или для машин. Можно ли парковаться во дворе?
- Рискуешь колёсами. Можно ли парковаться в чужом дворе?
- Согласовывать не нужно: как поставить шлагбаум
- Каким должен быть шлагбаум
- Правила парковки во дворах жилых домов 2021: как парковаться, чтобы не сожгли соседи
- Правила парковки во дворах жилых домов 2021: как парковаться, чтобы не сожгли соседи
- Чтo гoвopит зaкoн o пapкoвкax вo двopax жилыx дoмoв?
- Законно ли парковаться в чужом дворе
- Можно ли парковаться в чужом дворе?
Парковка в чужом дворе и шлагбаумы по новым правилам
В Кузбассе каждый год устанавливают новые шлагбаумы в сотнях дворов. Жильцы хотят снизить интенсивность движения и защитить парковочные места от автовладельцев из соседних домов. Но 1 января 2021 года вступили в силу новые противопожарные правила, из-за которых большинство шлагбаумов оказались вне закона. Давайте разберёмся, можно ли парковаться в чужом дворе и как ограничить въезд, не нарушив правил.
Без машин или для машин. Можно ли парковаться во дворе?
Прямого запрета не содержит ни один закон.
Существуют, однако, санитарные правила, которые запрещают во дворе обустройство автостоянки. Указывая на это, многие люди говорят, что и парковаться здесь давно пора запретить.
По СанПиНу, места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей должны соответствовать требованиям к санитарно-защитным зонам. Конкретно для автостоянок необходимы санитарные разрывы, величина которых «устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчётов рассеивания загрязнения воздуха и шума с последующим проведением натурных измерений». Никакие санитарные разрывы во дворе, конечно, выдержать невозможно — они просто не поместятся. Так что автостоянку устроить нельзя.
Кроме того, существует конкретный пункт 2.10 в СанПиН 2.1.2.2645-10: «На территории дворов жилых зданий запрещается размещение […] автостоянок, кроме гостевых». Многие автомобилисты, опираясь на то, что гостевую стоянку обустроить во дворе всё-таки можно, попросту использовали её как постоянную — и нарушали таким образом закон, что подтвердил Верховый Суд в 2018 году.
В общем мнение сторонников запрещения такое: если автостоянка во дворе нарушает СанПиН, то чем массовая парковка машин жильцов от неё отличается? Ведь физически это то же самое — десятки, а то и сотни дымящих и шумящих машин. Надо прямо запретить парковку — так же, как запрещены стоянки.
С другой стороны, в ПДД и КоАП есть исчёрпывающий список нарушений правил парковки. Нельзя:
- оставлять машину с заведённым мотором;
- парковать грузовые автомобили;
- препятствовать проезду других автомобилей и проходу пешеходов;
- останавливаться на газонах, тротуарах и детских площадках;
- блокировать выходы и выезды;
- парковаться у мусорных баков.
Запрета на парковку во дворе в законе нет, а всё, что не запрещено — разрешено.
Рискуешь колёсами. Можно ли парковаться в чужом дворе?
Можно, если двор не огорожен.
Земельный участок около многоквартирного дома по закону — собственность жильцов. Но не просто собственность, а общая собственность — и вот это слово «общая» добавляет важный нюанс. Если владелец земли у частного дома вправе запретить въезд любому постороннему, отдельно взятый владелец квартиры такого права не имеет. Это может сделать только собрание жильцов. Пока решения ограничить въезд на придомовую территорию не принято, пользоваться ею может любой человек.
На практике, даже если владельцы участка ясно обозначат запрет на въезд, наказать проскользнувшего «чужеземца» не сможет ни суд, ни ГИБДД: в КоАП просто нет такой статьи. Чтобы нарушитель получил штраф, он должен сделать что-то ещё: препятствовать проезду других машин, встать на газон или хотя бы стоять с работающим двигателем. Если водитель аккуратно запарковался и пошёл по своим делам, законных способов прогнать его не существует.
Согласовывать не нужно: как поставить шлагбаум
Чтобы превратить двор в крепость, жители должны сделать ряд шагов.
Для начала нужно понять, где вообще граница земельного участка. Если дом строили в советское время, возможно, земельный участок до сих пор не поставлен на кадастровый учёт. Прежде чем огораживать двор, желательно эту процедуру пройти. Поставить забор и шлагбаум можно и без регистрации участка (по этому поводу есть решение суда), но существует вероятность, что после того, как участок таки сформируют, часть конструкций придётся сносить.
Затем нужно провести собрание собственников помещений. Решение ограничить въезд должно быть принято большинством не менее 2/3 от общего числа собственников в доме и оформлено в виде протокола. Если участок на несколько домов один, собрания нужно провести во всех домах.
В протоколе должны быть ответы на ключевые вопросы по шлагбауму: технические характеристики, стоимость, где именно его установят, каким будет порядок въезда. Если решение принято, обычно сразу составляют смету и распределяют расходы — то есть решают, когда и по сколько нужно скинуться. Для монтажа управляющая компания или ТСЖ должны нанять специализированную организацию, самим устанавливать ничего нельзя.
В интернете десятки разнообразных инструкций приводят список органов, в которых якобы требуется согласовать установку шлагбаума. В разных комбинациях это ГИБДД, МЧС, городское управление архитектуры и даже региональное министерство ЖКХ. На самом деле в большинстве регионов России, в том числе в Кузбассе, для установки забора и шлагбаума на придомовой территории никаких разрешений не требуется — что не раз подтверждала в ответах на обращения граждан администрация Кемерова. При этом шлагбаум должен соответствовать требованиям закона — например, правилам противопожарного режима.
Возможно, путаница появилась из-за места установки шлагбаума. Если жители хотят видеть его вне границ своего земельного участка — например, на подъездной дороге, около детского сада и так далее — то понадобится, конечно, и участие администрации города или района, и проект установки, и множество согласований с ведомствами. Но в собственном дворе ничего этого не требуется.
Каким должен быть шлагбаум
1 января 2021 года вступили в силу новые противопожарные правила. Они уточняют многие спорные места предыдущего варианта документа, в том числе однозначно требуют, чтобы проезд пожарных машин к домам и пожарным кранам был полностью свободным. Конкретно шлагбаум в случае пожара должен незамедлительно открыться и оставаться «в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники».
Значительная часть ныне работающих шлагбаумов открываются чипом и этому требованию не соответствуют. Теперь их придётся либо демонтировать, либо усовершенствовать. Как именно — пока не совсем понятно: если установить экстренную кнопку, ею может воспользоваться кто угодно. Если указать номер телефона на нём, неясно, насколько это будет соответствовать новым правилам. Сколько времени спасатели будут дозваниваться? Будет ли пожарный инспектор считать, что такой шлагбаум открывается «незамедлительно»? Наработанной практики пока нет. Если пожарная инспекция установит нарушение, управляющей компании придётся выплатить штраф до 200 000 рублей.
Решение, которое точно устроит инспектора — подключение шлагбаума к противопожарной системе дома — скорее всего выльется в покупку нового шлагбаума. А расходы на него лягут на плечи жителей. С другой стороны, в случае пожара именно к их горящим квартирам будет спешить экипаж – так что, возможно, люди сочтут их оправданными.
Правила парковки во дворах жилых домов 2021: как парковаться, чтобы не сожгли соседи
Правила парковки во дворах жилых домов 2021: как парковаться, чтобы не сожгли соседи
Кoгдa я кyпил квapтиpy в мнoгoэтaжнoм дoмe, мнe нeгдe былo ocтaвлять мaшинy. Гapaжa нe былo, пapкoвки pядoм — тoжe.
Нecкoлькo paз я ocтaвлял aвтo пoд дoмoм и пoтoм пoлyчaл штpaфы нa пoчтy. Пoтoм peшил paзoбpaтьcя co штpaфaми, изyчил пpaвилa cтoянки aвтoмoбилeй вo двopax жилыx дoмoв.
Boт, чтo я yзнaл o пpaвилax пapкoвки вo двope.
Нa двopoвoй пapкoвкe cлoжнo нaйти cвoбoднoe мecтo. Иcтoчник: pexels.com
Чтo гoвopит зaкoн o пapкoвкax вo двopax жилыx дoмoв?
B фeвpaлe пpoшлoгo гoдa poccийcкиe aвтoмoбилиcты oбcyждaли инициaтивy Гocдyмы зaпpeтить пpoдaжy мaшин людям, y кoтopыx нeт в coбcтвeннocти гapaжa или пapкoвoчнoгo мecтa.
Этoт пpoeкт дoлжeн нeмнoгo paзгpyзить пapкoвки. Oфициaльный зaкoн eщe нe пpиняли, пapкoвoчнaя пpoблeмa ocтaлacь. Ecть pяд cтaтeй в ПДД, CaнПиН, КoAП, в кoтopыx yпoминaeтcя пapкoвкa oкoлo дoмa: зaкoннocть и пpaвилa пpимeнeния.
Пo зaкoнy, нa oкoлoдoмoвыx тeppитopияx нeльзя:
- Ocтaвлять aвтo c paбoтaющим мoтopoм.
- Пapкoвaть гpyзoвыe aвтo вecoм бoлee 3,5т.
- 3aкpывaть пpoeзд дpyгим мaшинaм, cпeцтpaнcпopтy.
- Пapкoвaтьcя нa гaзoнax, клyмбax, дeтcкиx плoщaдкax и тpoтyapax.
- Cтaвить мaшинy ближe чeм в 10 мeтpax oт cлyжeбныx выxoдoв, зaкpытыx вopoт, гapaжeй.
- Пapкoвaтьcя вoзлe мycopныx кoнтeйнepoв.
- Пapкoвaть мaшинy пoд oкнaми здaния. Нa кaкoм paccтoянии oт дoмa мoжнo cтaвить мaшинy, зaкoн oт 27.09.2007 N74 CaнПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 чeткo пpoпиcывaeт.
Ecли oтcyтcтвyeт пapкoвкa вoзлe дoмa, пpaвилa пapкoвaния, дoпycкaют cтoянкy лeгкoвыx мaшин нa тpoтyapax, ecли для пpoxoдa пeшexoдoв ocтaeтcя минимyм 2 мeтpa.
B КoAП PФ и ПДД пpaвилa пapкoвки вo двopax жилыx дoмoв oпиcaны бoлee пoдpoбнo. Нapyшитeли дoлжны зaплaтить aдминиcтpaтивный штpaф oт 1000 дo 3000 pyблeй. Штpaф для дoлжнocтныx и юpидичecкиx лиц бoльшe: 7000-10000 pyблeй, 120000-150000 pyблeй cooтвeтcтвeннo.
Законно ли парковаться в чужом дворе
В Череповце зарегистрировано почти 120 тысяч автомобилей. Парковочных мест во дворах, особенно в старом фонде, на всех не хватает. В управление административных отношений мэрии горожане часто обращаются с просьбами разъяснить, законна та или иная парковка.
Так, череповчанка Екатерина Ванюкова задалась вопросом — можно ли парковать машину в соседнем дворе.
«Как-то я поставила автомобиль в соседнем дворе. Уже выходила из машины, когда подъехал мужчина из этого дома и в спину стал мне кричать: «Уберите машину — это мое место еще со времен СССР». Я попросила показать подтверждающие документы. Он ничего не предъявил. Как понимаю, документов никаких нет», — рассказывает Екатерина Ванюкова.
По словам девушки, пока у соседей не было благоустроенной парковки, они и сами оставляли машины где придется.
«Они ставили машины у нас во дворе, и никто им претензий не предъявлял! Знаю, что и сейчас в нашем дворе стоит машина из того дома. Считаю, что это глупо! Если приехал, и мест нет, то ищешь место, а не кого бы за юбку дернуть и поругаться!» — возмущается Екатерина Ванюкова.
Как пояснила начальник управления административных отношений мэрии Ольга Ларионова, на открытых парковках действует одно правило: кто первым приехал — того и место.
«Если парковка не ограждена, на ней могут парковаться все, кто пожелает. Если собственники решили оградить парковку, об этом они должны уведомить свою управляющую компанию. Та согласовывает проект стоянки: согласовать нужно с ресурсниками, с департаментом ЖКХ, с управлением архитектуры. Если парковка имеет замкнутое ограждение, возможно, блокираторы, выдвижные ворота или шлагбаумы, тогда считается, что это парковка для ограниченного круга лиц. Но этот круг лиц должен быть очень четко прописан в решении собрания собственников», — рассказала Ольга Ларионова.
Самовольное ограждение парковочных мест незаконно, уточнила Ольга Ларионова:
«Автовладельцы устанавливают столбики, цепочки, веревочки, ленточки… Такие факты мы тоже проверяем. Если не было решения собственников, если проект парковки не согласован, возникает уже административная ответственность за нарушение требований правил благоустройства».
Частая картина во дворах — парковка на газонах. В Череповце регулярно проходят рейды, автовладельцам разъясняют, в каких случаях и где парковаться можно, а где — нет. Не всегда к призывам ставить машины по правилам водители относятся с пониманием, говорит уполномоченный по работе с населением по 21-му и 22-му микрорайонам Игорь Разумов.
«Мы для автолюбителей — как красная тряпка для быка. В нашем микрорайоне практически треть водителей паркуются не по правилам. Газоны все изъезжены. Я понимаю, что негде порой ставить машины, но как-то надо и газоны сохранять. У нас и так город с непростой экологией», — считает Игорь Разумов.
Пока разговоры с водителями заканчиваются просьбами переставить машину. Но вскоре может последовать и наказание. Если изменения утвердят депутаты Гордумы, штрафы за парковку на газонах могут вернуться. Ранее наказание составляло от одной до пяти тысяч рублей.
Собственники и сами могут инициировать строительство парковки во дворе. Для этого, опять же, необходимо провести собрание, разработать проект парковки и согласовать его. Парковка должна быть построена строго в соответствии с утвержденным проектом.
Все выпуски «Доступного ЖКХ» опубликованы на канале информагентства «Череповец».
Программа «Доступное ЖКХ» выходит при поддержке правительства Вологодской области и регионального департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Можно ли парковаться в чужом дворе?
Повышение уровня автомобилепотребления и отсутствие качественных проектных решений в части парковки в жилых зонах привело нас к тому, что войны во дворах МКД за парковочные места ведутся, порой, на поражение. Часто на придомовых территориях МКД, граничащих с офисами можно наблюдать картину, как парковки хаотично наполняются к 10:00 и тают после 19:00-20:00. Как быть в ситуации, когда машину поставить некуда возле своего офиса? А как быть жильцам домов, если их «закрыли»? Сегодня я хочу разобрать ситуацию, можно ли парковаться в чужом дворе, при этом постараюсь объективно оценить положение как владельца автомобиля-чужестранца, так и жильца дома.
Условия парковки, для усложнения задачи, поставим в вакууме – машина припаркована на проезжей части придомовой территории (не на газоне и пр.), не перекрывает выезд других автомобилей, не перекрывает дорогу пешеходам, не заведена, масса ее мене 3,5 тонн, в общем, все в рамках ненарушения правового поля.
Итак, начнем. Все мы помним, что отношения по поводу МКД, в том числе статуса придомовой территории, регулируется Жилищным Кодексом РФ. П. 16 ЖК РФ установил, что земельный участок, на котором построен многоквартирный дом, является собственностью жильцов. Следовательно, решение о том, как использовать территорию около дома, могут принимать только собственники квартир, что также закреплено в ст. 44, в том числе вводить ограничение на использование. (устанавливать шлагбаумы и пр.)
В связи с этим пунктом, разделим нижеследующее повествование на 2 случая: парковка на придомовой территории без шлагбаума и обозначений о запрете парковки и с таковыми соответственно.
- Шлагбаума нет, обозначений о запрете парковки также нет.
В таком случае парковаться во дворе никто из жильцов запретить не вправе, и вот почему.
Действующее гражданское законодательство не запрещает проход по участку, принадлежащего собственнику, если последний ясно не обозначил, что вход на него запрещен (п. 2 ст. 262 ГК РФ). Здесь нужно оговориться, что данное правомочие работает только под условием непричинения беспокойства или ущерба собственнику.
Получается, что, если на участке не обозначено иное, он может быть использован как участок общего пользования, на нем можно парковать свой автомобиль, и никто не в праве ограничить Вам въезд/выезд, при условии соблюдения всех требований, обозначенных выше.
Часто жильцы дома начинают угрожать владельцу транспортного средства вызовом эвакуатора. Этого бояться не стоит – эвакуатор без постановления сотрудников ГИБДД работать не будет, а сотрудники ГИБДД не могу признать данную парковку незаконной.
Совет для собственников. Как бороться с чужестранцами на парковке? Для целей предотвращения подобных действий нужно оградить участок, установить шлагбаум, либо иным образом обозначить, что парковка запрещена.
Совет не правовой, но практический для паркующихся. Если вы получили «метку» от разгневанных жильцов, все же не стоит лезть в правовые дискуссии, лучше переставить автомобиль в более безопасное место – как говаривал китайский мудрец – лучший бой – бой, которого удалось избежать.
- Шлагбаум есть, есть информационные таблички о запрете парковки.
По общему правилу, физически вы не припаркуетесь, поскольку есть прямой запрет от собственников, выраженный в ограничении пользованием участком через установку шлагбаума. И сделать здесь, по большому счету, ничего нельзя, придется искать другое место для своей ласточки.
Однако, если Вы считаете, что шлагбаума в данной местности быть не должно и он установлен незаконно, следует отметить вот что.
Как я писал ранее, решение об установке шлагбаума принимается общим собранием собственников помещений (В силу п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ). Получается, вышли, проголосовали, приняли, поставили? А вот и нет. Для правового обеспечения установки заградительных элементов необходимо позаботиться о соблюдении следующих пунктов:
- Решение собрания. Как уже указано выше, для установки шлагбаума на придомовой территории должны быть получены голоса не менее 2/3 жильцов.
- Проведение кадастрового учета земли, которая принадлежит МКД. Необходимо, поскольку распоряжаться участком, в том числе ограничивать к нему доступ, собственники могут исходя из границ этого участка.
- Отсутствие препятствий в доступе всех жильцов к жилищу. Необходимо, чтобы у каждого собственника был ключ/карта/брелок для возможности открытия шлагбаума.
- Согласование шлагбаума. Вишенка на торте, поскольку многие ТСЖ не доходят до данной стадии ввиду длительности процесса, а зря. Отдельные нормативные акты устанавливают обязательное получение разрешения на установку шлагбаумов. Например, согласование с МЧС (для предотвращения попадания экстренных служб), также требуется согласование с администрацией и ГИБДД.
За уточнением согласованности установки шлагбаума на той или иной территории можно обратиться в жилищную инспекцию, местную администрацию, МЧС, ГИБДД, суд.
Совет для собственников. В случае, если собранием жильцов было принято решение об установке шлагбаума, необходимо ответственно отнестись ко всем требованиям законодательства и совершить все действия, указанные выше. В случае, если будет выявлено нарушение одного из вышеназванных требований, собственники рискуют лишиться установленной конструкции в силу ее незаконности.
Хорошо, с ситуацией в вакууме разобрались. А что делать жильцам, если постоянная картина двора – «закрытые» машины, парковка на тротуарах и прочие прелести?
Здесь нужно знать, что на дворовые территории в полной мере распространяются правила дорожного движения и подобных «хамов» можно наказать рублем, для чего необходимо обратиться в ГИБДД, сообщить информацию о совершенном правонарушении с описанием ситуации. К слову, любителям «закрыть» другой автомобиль может грозить штраф 2 т.р, (ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ), а «королям тротуаров» — 1 т.р. (п. 3 ст. 12.19 КоАП РФ).
Однако, ни в коем случае не призываю вооружаться телефонами и выходить на тропу войны с горе-парковщиками – все мы люди и делаем ошибки. Советую сначала прозвонить владельца по автовизитке (если, конечно, есть) и просто попросить переставить автомобиль.
Вот такие пироги.
А как Вы относитесь к парковке в чужих дворах?