- Парковка в чужом дворе и шлагбаумы по новым правилам
- Без машин или для машин. Можно ли парковаться во дворе?
- Рискуешь колёсами. Можно ли парковаться в чужом дворе?
- Согласовывать не нужно: как поставить шлагбаум
- Каким должен быть шлагбаум
- «Стоянка запрещена?»: правила парковки во дворах в 2021
- История с парковками
- Особенности организации дворовых стоянок
- Можно ли на такой стоянке ставить автомобиль?
- А если они хотят размещать свои автомобили во дворе все время?
- Что будет, если организовать во дворе постоянную парковку?
- А что с коммерческим транспортом?
Парковка в чужом дворе и шлагбаумы по новым правилам
В Кузбассе каждый год устанавливают новые шлагбаумы в сотнях дворов. Жильцы хотят снизить интенсивность движения и защитить парковочные места от автовладельцев из соседних домов. Но 1 января 2021 года вступили в силу новые противопожарные правила, из-за которых большинство шлагбаумов оказались вне закона. Давайте разберёмся, можно ли парковаться в чужом дворе и как ограничить въезд, не нарушив правил.
Без машин или для машин. Можно ли парковаться во дворе?
Прямого запрета не содержит ни один закон.
Существуют, однако, санитарные правила, которые запрещают во дворе обустройство автостоянки. Указывая на это, многие люди говорят, что и парковаться здесь давно пора запретить.
По СанПиНу, места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей должны соответствовать требованиям к санитарно-защитным зонам. Конкретно для автостоянок необходимы санитарные разрывы, величина которых «устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчётов рассеивания загрязнения воздуха и шума с последующим проведением натурных измерений». Никакие санитарные разрывы во дворе, конечно, выдержать невозможно — они просто не поместятся. Так что автостоянку устроить нельзя.
Кроме того, существует конкретный пункт 2.10 в СанПиН 2.1.2.2645-10: «На территории дворов жилых зданий запрещается размещение […] автостоянок, кроме гостевых». Многие автомобилисты, опираясь на то, что гостевую стоянку обустроить во дворе всё-таки можно, попросту использовали её как постоянную — и нарушали таким образом закон, что подтвердил Верховый Суд в 2018 году.
В общем мнение сторонников запрещения такое: если автостоянка во дворе нарушает СанПиН, то чем массовая парковка машин жильцов от неё отличается? Ведь физически это то же самое — десятки, а то и сотни дымящих и шумящих машин. Надо прямо запретить парковку — так же, как запрещены стоянки.
С другой стороны, в ПДД и КоАП есть исчёрпывающий список нарушений правил парковки. Нельзя:
- оставлять машину с заведённым мотором;
- парковать грузовые автомобили;
- препятствовать проезду других автомобилей и проходу пешеходов;
- останавливаться на газонах, тротуарах и детских площадках;
- блокировать выходы и выезды;
- парковаться у мусорных баков.
Запрета на парковку во дворе в законе нет, а всё, что не запрещено — разрешено.
Рискуешь колёсами. Можно ли парковаться в чужом дворе?
Можно, если двор не огорожен.
Земельный участок около многоквартирного дома по закону — собственность жильцов. Но не просто собственность, а общая собственность — и вот это слово «общая» добавляет важный нюанс. Если владелец земли у частного дома вправе запретить въезд любому постороннему, отдельно взятый владелец квартиры такого права не имеет. Это может сделать только собрание жильцов. Пока решения ограничить въезд на придомовую территорию не принято, пользоваться ею может любой человек.
На практике, даже если владельцы участка ясно обозначат запрет на въезд, наказать проскользнувшего «чужеземца» не сможет ни суд, ни ГИБДД: в КоАП просто нет такой статьи. Чтобы нарушитель получил штраф, он должен сделать что-то ещё: препятствовать проезду других машин, встать на газон или хотя бы стоять с работающим двигателем. Если водитель аккуратно запарковался и пошёл по своим делам, законных способов прогнать его не существует.
Согласовывать не нужно: как поставить шлагбаум
Чтобы превратить двор в крепость, жители должны сделать ряд шагов.
Для начала нужно понять, где вообще граница земельного участка. Если дом строили в советское время, возможно, земельный участок до сих пор не поставлен на кадастровый учёт. Прежде чем огораживать двор, желательно эту процедуру пройти. Поставить забор и шлагбаум можно и без регистрации участка (по этому поводу есть решение суда), но существует вероятность, что после того, как участок таки сформируют, часть конструкций придётся сносить.
Затем нужно провести собрание собственников помещений. Решение ограничить въезд должно быть принято большинством не менее 2/3 от общего числа собственников в доме и оформлено в виде протокола. Если участок на несколько домов один, собрания нужно провести во всех домах.
В протоколе должны быть ответы на ключевые вопросы по шлагбауму: технические характеристики, стоимость, где именно его установят, каким будет порядок въезда. Если решение принято, обычно сразу составляют смету и распределяют расходы — то есть решают, когда и по сколько нужно скинуться. Для монтажа управляющая компания или ТСЖ должны нанять специализированную организацию, самим устанавливать ничего нельзя.
В интернете десятки разнообразных инструкций приводят список органов, в которых якобы требуется согласовать установку шлагбаума. В разных комбинациях это ГИБДД, МЧС, городское управление архитектуры и даже региональное министерство ЖКХ. На самом деле в большинстве регионов России, в том числе в Кузбассе, для установки забора и шлагбаума на придомовой территории никаких разрешений не требуется — что не раз подтверждала в ответах на обращения граждан администрация Кемерова. При этом шлагбаум должен соответствовать требованиям закона — например, правилам противопожарного режима.
Возможно, путаница появилась из-за места установки шлагбаума. Если жители хотят видеть его вне границ своего земельного участка — например, на подъездной дороге, около детского сада и так далее — то понадобится, конечно, и участие администрации города или района, и проект установки, и множество согласований с ведомствами. Но в собственном дворе ничего этого не требуется.
Каким должен быть шлагбаум
1 января 2021 года вступили в силу новые противопожарные правила. Они уточняют многие спорные места предыдущего варианта документа, в том числе однозначно требуют, чтобы проезд пожарных машин к домам и пожарным кранам был полностью свободным. Конкретно шлагбаум в случае пожара должен незамедлительно открыться и оставаться «в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники».
Значительная часть ныне работающих шлагбаумов открываются чипом и этому требованию не соответствуют. Теперь их придётся либо демонтировать, либо усовершенствовать. Как именно — пока не совсем понятно: если установить экстренную кнопку, ею может воспользоваться кто угодно. Если указать номер телефона на нём, неясно, насколько это будет соответствовать новым правилам. Сколько времени спасатели будут дозваниваться? Будет ли пожарный инспектор считать, что такой шлагбаум открывается «незамедлительно»? Наработанной практики пока нет. Если пожарная инспекция установит нарушение, управляющей компании придётся выплатить штраф до 200 000 рублей.
Решение, которое точно устроит инспектора — подключение шлагбаума к противопожарной системе дома — скорее всего выльется в покупку нового шлагбаума. А расходы на него лягут на плечи жителей. С другой стороны, в случае пожара именно к их горящим квартирам будет спешить экипаж – так что, возможно, люди сочтут их оправданными.
«Стоянка запрещена?»: правила парковки во дворах в 2021
Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
В 2019-м вопрос парковки во дворах жилых домов стал как никогда остро. Сначала СМИ начали массово сообщать, что ВС РФ своим определением запретил жильцам парковку во дворах многоквартирных домов. Что естественно, оказалось правдой лишь отчасти. Но массовую истерию поддержали управляющие компании, которые, ссылаясь на решение Верховного суда, начали запрещать жильцам парковаться во дворах и навязывать платные паркинги. Что, естественно, незаконно. А тут еще и вступили в силу новые правила организации парковки для коммерческого транспорта, который тоже запретили оставлять во дворах.
Получился такой себе «винегрет» из фактов, сообщений СМИ и нормативных правил. Но мы в редакции Правовед.RU не привыкли верить слухам. Мы разобрались во всей этой «законодательной солянке», изучили правила парковки во дворах жилых домов и раскладываем все по полочкам для читателей журнала.
История с парковками
Многим не нравится автомобильный муравейник во дворе жилого дома. Он мешает детям, мамам с колясками, пенсионерам, в конце концов. Но не все в борьбе с ним доходят до Верховного суда. А вот одному жителю Череповца, посчитавшему этот вопрос принципиальным, удалось. Он изучил законодательство, и оказалось, что СанПиН 2.1.2.2645-10 разрешает размещать гостевые стоянки автотранспорта во дворах без соблюдения вообще каких-либо требований и норм. Где угодно, хоть впритык к вашим окнам.
Неравнодушного гражданина такой расклад не устроил, и он решил оспорить нормативы СанПиНа в ВС. Мол, столь близкое соседство с парковкой посягает на безопасность жизни и здоровья жильцов, и нарушает их право на безопасную среду обитания.
Дело рассматривалось дважды. Слушая его в первой инстанции ВС указал, что оспариваемые нормы СанПиН не противоречат санитарному законодательству (Решение ВС № АКПИ18-522 от 06.08.2018). При повторном рассмотрении апелляционная коллегия согласилась с выводами первой инстанции и отказала в удовлетворении иска по тем же причинам. Но при этом ВС указал в своем определении: гостевая парковка во дворе жилого дома не может использоваться жильцами для постоянной стоянки их автомобилей , такая практика — нарушение санитарных правил (Апелляционное определение ВС № АПЛ18-470 от 01.11.2018). Это и стало поводом для шокирующих новостей в СМИ.
Какой из этого всего итог? И что это еще за «гостевые парковки», чем они отличаются от парковки для жильцов? И что же получается, ставить автомобиль во дворе более нельзя? Нет, это не так — можно. Но длительность стоянки и ее особенности зависят от того, как организована парковка во дворе многоквартирного дома.
Особенности организации дворовых стоянок
Итак, п. 2.3 упомянутых выше СанПиН 2.1.2.2645-10 предусматривает возможность организации на придомовой территории гостевой стоянки автотранспорта . Требований к ее размещению и удаленности от жилых объектов законодательство не предусматривает. Рядом с детской площадкой? Пожалуйста! Вблизи от окон пенсионера-инвалида? Нет проблем!
Можно ли на такой стоянке ставить автомобиль?
Конечно! Главное, чтобы это было действительно специально оборудованное место для машин, а не участок газона или территория для прогулок. И, да, только при условии, что автомобили там паркуют временно, а не для постоянного хранения. На этом и акцентировал внимание ВС РФ: жильцы не могут использовать гостевую стоянку для ежедневного размещения своих автомобилей . Как же им быть?
А если они хотят размещать свои автомобили во дворе все время?
Делать это на гостевой парковке нельзя. Для этих целей, если общее собрание жильцов дома утвердит, во дворе может быть организована постоянная парковка . Но тут действуют совсем другие требования к их удаленности.
При организации постоянной стоянки во дворах жилых домов, правила их размещения (таблица 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.) обязывают организовывать их на определенном удалении от жилых зданий. Например, стоянка на 50 машин должна размещаться не ближе, чем за 15 метров от фасада с окнами. Если окон нет, хватит и 10 метров. Чем больше стоянка, тем больше удаление. Подробнее о требованиях в таблице.
Фасады жилых домов и торцы с окнами
Фасады без окон
Получается, что для организации постоянной стоянки во дворе нужно не только решение общего собрания, но и соответствующая придомовая территория. Если такой нет, можно размещать гостевую стоянку. Но пользоваться ей можно будет только для временного размещения автомобилей, для постоянного — ни-ни!
Что будет, если организовать во дворе постоянную парковку?
Во-первых, это скандал с пенсионерами, матерями с колясками и поборниками идеи «двор без машин». Их много и они уверены в своей правоте. Остальные последствия зависят от того, нарушен ли закон о парковке во дворах 2020 года.
Если парковка организована по правилам, на должном расстоянии от дома, и на нее оформлены все документы — ничего не будет. Это законно, кто бы из жильцов и как сильно не возмущался. Им придется смириться. Или переехать. Даже если кому-то кажется, что закон о парковке возле дома нарушен, это еще придется доказать.
Если стоянка самовольная или организована с нарушениями по удаленности — это уже нарушение и повод для штрафа по ст. 6.3 и 6.4 КоАП. Во-первых, кто такую парковку организовал — например, ТСЖ или УК. Им светит по 10-20 тысяч рублей штрафа.
Во-вторых, кто эти правила парковки нарушает. Например, автовладельцев, разместивших машину на детской площадке или регулярно паркующих авто на гостевой стоянке. Для них максимальный штраф 500-1000 рублей. Но вот как понять, кто и насколько оставил машину, закон не уточняет. А потому с привлечением нарушителей большие сложности.
А что с коммерческим транспортом?
А вот парковка коммерческого транспорта во дворе — совершенно иная история. Коммерческим признается грузовой (всякие КАМАЗы, газели, фуры, техника) и пассажирский (микроавтобусы, автобусы, такси) транспорт, используемый юрлицами или ИП. Так вот, с 1 января 2020 года вступили в силу поправки к Требованиям, утв. Приказом Минтранса № 199 от 17.05.2018. В соответствии с ними с 1 января 2020 года более нельзя парковать такой коммерческий транспорт во дворах жилых домов .
Создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается (п. 4 Требований, утв. Приказом Минтранса № 199).
Можно ли ставить грузовые машины во дворах жилых домов? Можно, как и любой другой коммерческий транспорт! Разберемся, в особенностях нововведения и расскажем, почему запрет не такой строгий, как кажется.
- Во-первых, он касается автомобилей, которые вернулись из рейса или паркуются после рабочей смены для ночной стоянки. То есть, во дворах нельзя размещать автомобили для отстоя , он должен производиться на специально оборудованных стоянках. Но если вы заехали во двор для выгрузки, скажем, мебели одного из жильцов, в такой парковке нет ничего незаконного.
- Во-вторых, распространяется запрет только на города федерального значения — Москву, СПб и Севастополь . Для других городов это правило не действует.
- В третьих, Приказ, как и КоАП совершенно не предусматривает для нарушителей каких-либо санкций . Абсолютно непонятно, кто будет контролировать исполнение требований, и как будут реагировать государственные органы.
Можно ли парковать такси во дворе жилого дома? Конечно, но только не для ночного отстоя. И опять же, если автомобиль используется жильцом дома для работы в такси (без оформления ИП) и одновременно как личный транспорт, Приказ бессилен — паркует он его как свой собственный, а не коммерческий автомобиль. Другой вопрос, на какой стоянке он его паркует. Если это гостевая стоянка, то такое размещение незаконно. Только постоянная парковка, и только на удалении от жилого дома!
А вы поддерживаете такие нововведения? Вам газели во дворе не мешают?