Мусор около частного дома

Как убрать мусорные контейнеры от дома?

07 февраля 2020 г.

Вблизи частных и многоквартирных домов обустройство мест сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) регламентируется законодательно на федеральном и региональном уровне – сами мусорные контейнеры должны соответствовать инженерно-техническим нормам, а площадки для установки накопителей располагаться в строго определенных местах. К сожалению, на практике от коммунальных служб и ответственных организаций добиться соответствия нормам действующего законодательства не всегда просто.

Как производитель и поставщик мусорных контейнеров, соответствующих требованиям ГОСТ и СанПиН предприятие «ТоргКомс-Групп» несёт ответственность только за качество продукции. Это накопители для стандартной двухпоточной системы сбора отходов, а также модели для раздельной сортировки ТКО. Высокое качество изготовления и надёжные материалы обеспечивают контейнерам нашего производства прочность и долговечность, конструкции устойчивы, имеют эстетичный внешний вид. При необходимости приобретения контейнеров, соответствующих европейским нормам или изделиям по индивидуальным чертежам, обращайтесь к менеджерам компании:

Документы, регулирующие размещение мусорных контейнеров

Необходимые для организации санитарного порядка, их размещение и эксплуатация около жилых домов регулируются положениями российского законодательства:

  • — № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральное законодательство, распределяющее порядок выполнения, контроля, информирования между гражданами собственниками жилья и органами самоуправления);
  • — СанПиН 42-128-4690-88 («Санитарные правила содержания территорий населенных мест»);
  • — СанПиН 2.1.2.2645-10 (обновленные требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, ссылаясь на № 52-ФЗ «О санитарном благополучии населения»).
  • — СанПиН 2.1.7.3550-19 (принят 5 декабря 2019 года) – «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений» – включает в себя условия пользования контейнерами для раздельного сбора отходов.
Читайте также:  Сайдинг для фасада дачного дома

Отдельное внимание стоит уделить изучению обновлений Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (посл. редакция от 27 декабря 2019 года) – также документ известен, как новый закон о вывозе мусора. Согласно положениям этого ФЗ сбор и вывоз мусорных отходов больше не является подконтрольным муниципальным властям, все операции совершает единый региональный оператор по установленным в документе тарифам.

Порядок информирования собственниками надзорных, исполнительных инстанций остаётся прежним – жители домов могут сообщить о нарушениях и/или неисполнении положений законов и санитарных норм в письменной форме или онлайн в Роспотребнадзор, санэпидемстанцию. При отсутствии целевых действий со стороны исполнительных организаций или при получении формальных ответов – подать заявление в прокуратуру.

Где должны располагаться мусорные контейнеры

Наиболее острым вопросом взаимоотношений между обслуживающими организациями и жителями многоквартирных и отдельно стоящих домов остаётся задача размещения мусорных контейнеров. Оценить эффективность работы единого регионального оператора в рамках его полномочий по новому законодательству можно будет ещё нескоро, а в настоящее время собственникам жилья приходится обращаться в разные инстанции, чтобы определить мусорным контейнерам законное и безопасное расположение. При соблюдении всех прочих условий необходимо соблюдать и требования к допустимому максимальному количеству контейнеров на одной площадке – их должно быть не больше 5.

Обращаем ваше внимание, что для многоквартирных строений и отдельно стоящих домов нормы размещения незначительно, но отличаются, как и правила вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО).

В санитарных правилах (пункт 8.2.5 в СанПиН 2.1.2.2645-10) строго определена удалённость мусорных баков от многоквартирного дома (строения), детской игровой, спортивной площадки или от мест отдыха минимум на 20 метров, максимум расстояния – 100 м. Расположение контейнеров должно оставаться в пределах специальной крытой или открытой площадки для сбора бытовых отходов.

Продукция «»ТоргКомс-Групп»

Перечисленные условия не относятся к помещениям специализированного назначения:

  • Вахтовые поселки
  • Гостиницы и отели
  • Общежития
  • Дома инвалидов
  • Детские приюты

Для заведений, относящихся к этой группе, разработаны более строгие требования, а также условия утилизации ТКО.

Также стоит учесть, что в садоводческих товариществах, в малоэтажных посёлках контейнерам определяется место в соответствии с установленными нормами, но администрация таких объединений имеет право менять расположение накопителей, если того требует уже существующий ландшафт или обособленные условия архитектурно-строительного плана территории отдельно стоящего дома. В этих случаях разрыв между домами и накопительными баками для сбора ТБО допускается сократить до 8-10 метров.

Это же условие, к сожалению, пока относится и к давно возведенным городским районам с уже сложившейся застройкой – в некоторых микрорайонах действительно нет возможности соблюсти все санитарные нормы современного законодательства.

В таких случаях собираются исполнительные комиссии муниципального образования: санитарный врач, архитектор района, представитель жильцов и эксплуатационной организации. В обязательном порядке составляется Акт, который впоследствии утверждается в местных исполнительных органах, подконтрольных Совету депутатов. Самовольная установка мусорных контейнеров не является законной.

Расписание вывоза мусора

Нередко при составлении обращений поднимается вопрос о нарушении санитарных норм и ко времени вывоза ТКО – расписание работы мусоровозов также регулируется пояснениями в п.п. 1.12 СанПиН 42-128-4690-88 – не ранее 7 утра, и не позднее 23.00. Такое расписание позволяет соблюсти требования к звуковому комфорту жителей домов, расположенных вблизи установленных контейнеров: мусоросборочные машины в процессе сбора ТКО работают довольно шумно.

Вывоз мусора, во избежание начала разложения и распространения неприятных запахов, должен производиться ежедневно при среднесуточной температуре выше +5 0 С. В более холодную погоду, от -5 0 С и ниже, допускается вывоз раз в три дня. Подобные нормы действуют для регионов средней полосы России.

Куда обращаться, чтобы убрать мусорные контейнеры

Первый шаг к осуществлению плана перемещения накопителей, установленных рядом с окнами квартир и с нарушением санитарных норм – частная беседа с представителем управляющей организации, ответственной за порядок на придомовых территориях. Устное обращение преследует две цели:

  • в мирном порядке договориться о возможном переносе контейнеров;
  • узнать причины, по которой такое действие невозможно.

Вполне вероятно, что законодательство на стороне жильцов, но технические возможности переноса отсутствуют: нет подъездных путей для мусоросборочной машины, нарушаются нормы удалённости от детских площадок или возведение ограждения для контейнеров препятствует другим параметрам благоустройства территории около дома.

Если объективных причин, препятствующих переносу накопителей на положенное расстояние от вашего дома нет, следующий шаг – официальная жалоба заказным письмом в управляющую компанию.

Совет по существу – заявление пишется в четырёх экземплярах:

  • непосредственно в управляющую компанию
  • в Государственную жилищную инспекцию
  • в Управление Роспотребнадзора
  • в СЭС

При этом перечисление всех адресатов делается в шапке жалобы или прошения на перенос контейнеров, направляемой в управляющую компанию. Этим способом комитет жильцов дома открыто и цивилизованно уведомляет организацию, ответственную за доверительное управление частным или многоквартирным строением о необходимости скорейшего разрешения ситуации, поступая при этом согласно букве закона.

На случай маловероятного бездействия всех перечисленных организаций или при получении от них ответа, не содержащего информации по решению вопроса о переносе контейнеров, можно прибегнуть к написанию заявления в Прокуратуру города. Суть обращения – жалоба на бездействие уполномоченных инстанций с приложением копий всех исходящих и входящих документов.

Как перенести контейнеры в частном секторе или от приусадебного участка

Для жителей малоэтажных поселков, дач, последовательность действий будет похожей, но с некоторыми нюансами. Стоит учесть, что все вопросы обустройства внутренних территорий частного сектора в большинстве случаев решаются в порядке устных договоренностей, на общих собраниях собственников, и до необходимости направления заявления в Прокуратуру, как правило, ситуация не развивается.

Этому способствует та самая разница в формулировках СанПиН, согласно которой администрация или председатель органа местного самоуправления имеет право уменьшить расстояние между мусорными контейнерами и жилым строением до 8-10 метров.

Однако перед переносом контейнера или площадки с несколькими накопителями этот вопрос обсуждается на общем собрании и фиксируется в соответствующем документе. Если все собственники проголосовали в поддержку такого решения, снова перенести накопители ТБО будет не так просто – инстанции справедливо укажут на законность расположения. Согласно СанПиН и на основе голосования жильцов.

В случае, когда место контейнерам было определено администрацией самовольно, законный порядок действий будет следующим:

  1. проведение общего собрания жильцов с постановкой вопроса об удалении накопителей дальше от домов, согласно действующим нормам СанПиН;
  2. составление Акта о решении собрания;
  3. перенос контейнеров.

При бездействии администрации выполняются шаги, аналогичные тем, что рекомендуются жителям многоквартирных строений – жалобы в СЭС, Роспотребнадзор, Государственная жилищная инспекция. И только после бездействия, даже в случае получения решений о переносе контейнеров от перечисленных организаций, направляется заявление в Прокуратуру.

Напоминаем, что обратившись в «ТоргКомс-Групп», можно заказать и приобрести не только мусорные баки. В ассортименте производства – любые металлоконструкции для благоустройства придомовых территорий по имеющимся проектам и по чертежам заказчика.

Могут ли наказать за наличие мусора на моем участке?

У меня есть участок в собственности под ИЖС. Я им не пользуюсь, не застраиваю, выставил на продажу. Участок не огорожен. До покупки мной участка на нем складировали мусор (устроили свалку) местные жители и члены близлежащего гаражного кооператива. После покупки я частично мусор убрал, частично разровнял. Прошло несколько лет, иногда несознательные граждане выбрасывают там мусор, вываливают грузовики с грунтом и мусором. На меня жалуется правление ГСК. Говорят, что я должен следить за своим участком, разгонять мусорщиков, убирать за ними, не допускать проезда грузовиков. Правомерны ли их требования? Могут ли меня наказать?

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, следует понимать обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.

Обязанность несения бремени содержания имущества собственником следует, тем не менее, понимать двояко.

Во-первых, ее закрепление в ст. 210 ГК РФ не позволяет собственнику требовать ее исполнения кем бы то ни было, если только такая обязанность других лиц не предусмотрена законом или договором.

Во-вторых, ст. 210 ГК РФ действует в интересах абстрактного круга лиц либо иногда даже в государственных или общественных интересах, поскольку обязывает собственника поддерживать имущество в надлежащем состоянии в тех случаях, когда это необходимо для предотвращения вреда жизни и здоровью, имуществу окружающих собственника лиц, общественной инфраструктуре и общественной безопасности.

Таким образом, собственник должен следить за своим имуществом. Собственник обязан заботиться о своем земельном участке, не допускать, чтобы на нем появлялся мусор и другие отходы.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей окружающей природной среды является земля. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Более того, в силу п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Представляется, что выбрасывание мусора гражданами, вываливание грунта так или иначе приводит к деградации земли.

Обязанности по уборке и содержанию возлагаются на собственников либо иных лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в соответствии с гражданско-правовым принципом возложения бремени содержания на собственника имущества. Данную позицию отражает и судебная практика (например, решение Иркутского областного суда от 31.01.2014 по делу № 2-21/2014).

Также в силу ст. 42 ЗК РФ собственник имеет и некоторые обязанности, такие как:

— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

— сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

— осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

— соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

— не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Таким образом, собственник должен убирать свой участок, требование ГСК правомерно.

Стоит отметить, что участок, отведенный под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), является земельным участком с целевым назначением.

Соответственно, если на участке присутствует мусор, а собственник ничего с этим не делает, может быть наложен административный штраф, предусмотренный ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ. В соответствии с данной статьей невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 50 тыс. руб.; на должностных лиц — от 100 до 200 тыс. руб.; на юридических лиц — от 200 до 400 тыс. руб.

Также возможен вариант — если собственник не примет соответствующие меры, суд может обязать собственника земельного участка убрать мусор со своей территории в соответствии со ст. 210 ГК РФ, что подтверждается судебной практикой.

Если же имуществом будет причинен вред, с собственника могут потребовать возмещения вреда, в том числе морального.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст. 151 ГК РФ в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические, нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Согласно абз. 2 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» по делам о компенсации морального вреда суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Согласно п. 3 указанного постановления в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Оцените статью