Описание интерьера дома пушкина

Интерьер в произведениях А.С.Пушкина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Интерьер в лирике и сказках А.С. Пушкина Выполнили ученики 6 класс Руководитель Чернышева Н.Б.

Цели проекта Изучение роли и значения интерьера в лирике и сказках А. С. Пушкина. Выяснение художественных особенностей описания интерьера в этих произведениях. Создание типологии интерьера в соответствующих текстах.

Задачи проекта Выявление интерьера в лирике и сказках А. С. Пушкина. Систематизация и анализ соответствующего материала. Следование хронологическому принципу в работе с текстами поэта. Привлечение историко-литературных и историко-культурных источников.

Интерьер в литературе ИНТЕРЬЕР (фр. Interieur 5 слайд

Интерьер в лирике и сказках А.С. Пушкина «Со славы, вняв её призванью, Сбирай оброк хвалой и бранью – Рисуй и франтов городских, И милых барышень своих, Войну и бал, дворец и хату, Чердак, и келью, и харем…». («В мои осенние досуги…», 1835)

Монашеские кельи в лирике А.С.Пушкина «Взошедши в дом, где мирно жил монах, Не золота увидели б вы горы, Не мрамор там прельстил бы ваши взоры, Там не висел Рафаэль на стенах. Увидели б вы стул о трёх ногах, Да в уголку скамейка в пол-аршина, На коей спал и завтракал монах. Там пуховик над лавкой не вздувался. Хотя монах, он в пухе не валялся Меж двух простынь на мягких тюфяках. Весь круглый год святой отец постился, Весь божий день он в келье провождал, «Помилуй мя» вполголоса читал, Ел плотно, спал и всякий час молился». («Монах», 1813)

Келья «Всё тихо в мрачной келье: Защёлка на дверях, Молчанье, враг веселий, И скука на часах! Стул ветхий, необитый, И шаткая постель, Сосуд, водой налитый, Соломенна свирель…» («К сестре», 1814)

Храмы в лирике А.С.Пушкина Языческий храм «Чистый лоснится пол; стеклянные чаши блистают; Все уж увенчаны гости; иной обоняет, зажмурясь, Ладана сладостный дым… Сосуды Светлой студёной воды, золотистые хлебы, янтарный Мёд и сыр молодой – всё готово; весь убран цветами Жертвенник. Хоры поют…» («Подражания древним», 1833)

Православный храм «Во храм ли вышнего с толпой он молча входит, Там умножает лишь тоску души своей. При пышном торжестве старинных алтарей, При гласе пастыря, при сладком хоров пенье, Тревожится его безверия мученье». («Безверие», 1817)

Православный храм «Вечерня отошла давно, Но в кельях тихо и темно… Кругом и сон и тишина, Но церкви дверь отворена; Трепещет… луч лампады И тускло озаряет он И тёмну живопись икон И позлащённые оклады». («Вечерня отошла давно…», 1823)

Дом в лирике и сказках А.С.Пушкина «Я нанял светлый дом С диваном, с камельком; Три комнатки простые – В них злата, бронзы нет, И ткани выписные Не кроют их паркет. Окошки в сад веселый, Где липы престарелы С черёмухой цветут; Где мне в часы полдневны Берёзок своды темны Прохладну сень дают…» («Городок (К ***)», 1815)

Дворец «Лежит несчастная девица Среди подушек пуховых, Под гордой сенью балдахина; Завесы, пышная перина В кистях, в узорах дорогих; Повсюду ткани парчевые; Играют яхонты, как жар; Кругом курильницы златые Подъемлют ароматный пар; Довольно. благо, мне не надо Описывать волшебный дом: Уже давно Шехерезада Меня предупредила в том. Но светлый терем не отрада, Когда не видим друга в нём». («Руслан и Людмила», песнь вторая, 1817-1820)

Изба и терем в лирике и сказках А.С.Пушкина «В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Всё светло и богато. На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась». («Жених», 1825)

Изба «Пошёл он ко своей землянке. А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною, белёною трубою, С дубовыми, тесовыми вороты». («Сказка о рыбаке и рыбке», 1833)

Терем В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» лесной терем гостеприимно принял сироту, приютил ее в добром, праведном, нравственном мире.

Терем «И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой Видит девица, что тут Люди добрые живут. « («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», 1833)

Интерьер русского терема Создается объём большого, светлого, надежного жилища и очень русского: светлая горница, лавки, стол дубовый под святыми, печь с лежанкой изразцовой. В каждом доме на Руси был угол, где висели иконы, и стол в доме всегда ставили под святыми.

Хижина «В еврейской хижине лампада В одном углу бледна горит, Перед лампадою старик Читает Библию… Над колыбелию пустой Еврейка плачет молодая… В печальной хижине старушка Готовит позднюю трапезу…». («В еврейской хижине лампада…», 1826)

Каморка «Студент под лестницей трактира В каморке тёмной жил один; Там, в виде зеркал и картин, Короткий плащ, картуз, рапира Висели на стене рядком. Полуизмаранный альбом, Творенья Фихте и Платона Да два восточных лексикона Под паутиною в углу Лежали грудой на полу, — Предмет занятий разнородных Учёного да крыс голодных». («Послание Дельвигу», 1827)

Баня «Но прежде юношу ведут К великолепной русской бане. Уж волны дымные текут В её серебряные чаны, И брызжут хладные фонтаны; Разослан роскошью ковёр. Прозрачный пар над ним клубится. «. («Руслан и Людмила», песнь четвёртая, 1817-1820)

Парадная зала и кабинет «…В светлой зале Весельем круглый стол накрыт; Хлеб-соль на чистом покрывале, Дымятся щи, вино в бокале, И щука в скатерти лежит… Вот кабинет уединённый, Где я, Москвою утомлённый… Живу с природной простотой, С философической забавой И с музой резвой и младой… Вот мой камин – под вечер тёмный, Осенней бурною порой, Люблю под сению укромной Пред ним задумчиво мечтать, Вольтера, Виланда читать, Или в минуту вдохновенья Небрежно стансы намарать И жечь потом свои творенья… Вот здесь… но быстро привиденья, Родясь в волшебном фонаре, На белом полотне мелькают; Мечты находят, исчезают, Как тень на утренней заре. …в келье молчаливой Во плен отдался я мечтам, Рукой беспечной и ленивой Разбросив рифмы здесь и там…». («Послание к Юдину», 1815)

Парадная зала «…Ступив за твой порог, Я вдруг переношусь во дни Екатерины. Книгохранилище, кумиры, и картины, И стройные сады свидетельствуют мне, Что благосклонствуешь ты музам в тишине, Что ими в праздности ты дышишь благородной». («К вельможе», 1830)

Комната «Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки…». («Зимнее утро», 1829)

Природный интерьер в лирике и сказках А.С.Пушкина «Но вдруг пред витязем пещера; В пещере свет. Он прямо к ней Идёт под дремлющие своды, Ровесники самой природы». («Руслан и Людмила», песнь первая, 1817-1820)

Пещера Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов». («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», 1833)

Военная галерея в Зимнем дворце Вскоре после триумфальной победы русской армии над Наполеоном император Александр I задумал создать военную галерею в Зимнем дворце, где были бы представлены портреты русских прославленных полководцев. Она была открыта Николаем I 25 декабря 1826 года и содержала 332 портрета героев Отечественной войны 1812 года.

Царская палата «У русского царя в чертогах есть палата, Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом Но сверху донизу, во всю длину кругом Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой, Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил И вечной памятью двенадцатого года». («Полководец», 1835)

В процессе работы над проектом мы установили, что интерьер в лирике и сказках А.С.Пушкина является важнейшей частью структурно-содержательного текстового целого. Интерьер подчёркивает время, обстоятельства, условия, которые помогают глубоко раскрыть образы героев и понять скрытые мотивы их действий. Художественные особенности пушкинских описаний позволяют создать типологию интерьера в лирике и сказках великого поэта. Был проведён анализ иллюстраций к текстам и установлено их полное соответствие описанию интерьера у А.С. Пушкина в работах художников В.М. Конашевича, Т. Юфы, Л.В. Владимировского, Э.П. Гау, Е. Черновой. Тема проекта может быть расширена за счёт включения в неё произведений А.С. Пушкина, изучаемых в старшей школе (поэмы, роман в стихах «Евгений Онегин»). Отдельно следует проанализировать прозу гения («Повести И.П. Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка», «История села Горюхина», «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»).

Музей-квартира Пушкина

Музей-квартира А.С. Пушкина – единственный сохранившийся в Москве дом, в котором на правах хозяина проживал великий мастер русской словесности. Именно сюда после свадьбы в 1831 г. Александр Сергеевич привез свою молодую жену Наталью Николаевну. Расположен музей в старинном особняке на Арбате — туристической Мекке Москвы, среди многочисленных кафе и сувенирных лавок. Рядом с музеем находятся театр им. Вахтангова, музей поэта Андрея Белого, несколько старинных храмов. Открытие музея в 1986 г. стало результатом многолетних усилий его первого директора А. Крейна, мечтавшего воссоздать интерьер пушкинской квартиры.

Само здание построено после пожара войны 1812 г. и ранее принадлежало известной дворянской семье Хитрово. Готовясь к свадьбе, Александр Сергеевич арендовал этот дом на полгода. В архивах удалось найти запись, где говорится, что «к сей записи …Александр Сергеев сын Пушкин руку приложил». Этот уникальный автограф является одним из экспонатов музея. В этом доме Пушкин провел первые три месяца семейной жизни и, как писал одному из своих друзей, был «женат и счастлив». Окончания срока аренды семья дожидаться не стала и вскоре переехала в Царское Село под Санкт-Петербургом.

Тем не менее, дом навсегда остался памятным местом, связанным с самыми счастливыми днями в жизни поэта.

При входе в музей посетителей встречает памятник молодоженам Александру и Наталье Пушкиным. Эта работа скульпторов Бургановых считается одним из лучших памятников поэту. Вход в музей-квартиру совмещен с холлом, через который можно пройти в другой мемориальный музей — поэта Андрея Белого.

Экспозиция музея

Музей-квартира А. С. Пушкина расположен на двух этажах особняка, экспозиция занимает 12 залов. Периодически здесь открываются временные выставки, связанные с именем поэта. Экспонаты первого этажа знакомят с окружением поэта, его литературной и общественной деятельностью. Тут же представлены реликвии, принадлежащие владельцам особняка — семье Хитрово. На втором этаже, где жила семья Пушкиных, реконструированы интерьеры XIX в., там же находятся немногие подлинные вещи, к которым прикасалась рука Пушкина.

Очень интересны залы экспозиции «Пушкин и Москва» на первом этаже. Здесь представлена коллекция гравюр с видами города начала XIX в. На работах Ж. Делабарта, Э. Гертнера и других художников изображена старая, патриархальная Москва с ее тенистыми садами, монастырями и храмами, древним Кремлем и дворянскими усадьбами.

Москва — родной город Пушкина. В фамильной усадьбе Захарово, расположенной в 40 км на запад от столицы, он провел детство. Поэт всегда сохранял к Москве теплые сыновние чувства, часто и с удовольствием бывал в ней, гордился ее ролью в Отечественной войне 1812 г.

Экспозиция второго зала рассказывает о культурной жизни Москвы 1820–1830-х гг. Это был город, в котором кипела литературная и театральная жизнь, работали известные артисты, проходили многочисленные балы. Поэт постоянно посещал спектакли, бывал на выступлениях знаменитостей — певиц А. Каталани и Г. Зонтаг, Е. Риччи, пианиста Дж. Фильда. Кроме того, в Москве с успехом шли постановки пьес самого Пушкина.

Из экспозиции также можно узнать о знаменитых дворянских салонах, которыми славилась Москва XIX в. Самым известным из них был салон Зинаиды Волконской, где Пушкин познакомился с польским поэтом А. Мицкевичем. В этом зале в изобилии представлены портреты друзей и знакомых Пушкина — Д. Веневитинова, З. Волконской, А. Раевского, С. Соболевского, П. Нащокина и др., а также портреты женщин, в которых поэт был влюблен (Е. Ушаковой, С. Пушкиной). На письменном столе лежат листы из знаменитого альбома Екатерины Ушаковой со стихами и рисунками Пушкина. Центральным экспонатом зала является рояль: на нем ноты музыки к поэме «Бахчисарайский фонтан».

Здесь же можно увидеть портреты Ф. Булгарина, П.Чаадаева, Н. Надеждина, П. Вяземского. Это мир писателя и его книг, мир вдохновения и кропотливой литературной работы.

В пятом зале представлены редкое издание одного из важнейших произведений Пушкина — драмы «Борис Годунов» — и отклики современников на этот шедевр. В шестом зале еще один раритет — модель памятника Екатерине II (поэт называл ее «Медная бабушка»). Подлинный памятник, выполненный из бронзы, Пушкин тщетно пытался продать; средства от продажи он планировал использовать для организации своей свадьбы.

Стоит обратить внимание на прекрасную коллекцию мебели. Часть ее ранее находилась в усадьбе Полотняный завод, принадлежавшей Гончаровым — родителям жены поэта. Есть здесь даже восковой макет крепостного оркестра А. Гончарова, сделанный в конце XVIII в. Несколько комнат занимают коллекции предметов, принадлежавших друзьям поэта (Н. Надеждину, П. Вяземскому).

В залах верхнего этажа, где Пушкин снимал квартиру из пяти комнат (зала, гостиная, кабинет, спальня и будуар), воссозданы интерьеры пушкинской поры. Гостиная и другие залы обставлены типологической мебелью эпохи и украшены элементами декора в стиле ампир — люстрами, бра, жирандолями. В помещении большой гостиной чета Пушкиных давала бал 27 февраля 1831 г. Приглашенный на вечер А. Булгаков вспоминал впоследствии: «Пушкин славный задал вчера бал. И он, и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они как два голубка. Дай Бог, чтобы всегда так продолжалось. Много все танцевали… Ужин был славный; всем казалось странно, что у Пушкина, который жил все по трактирам, такое вдруг завелось хозяйство».

В следующем зале, выходящем окнами на Арбат, находится одна из главных ценностей музея — конторка, за которой работал Пушкин. На ней — чернильный прибор с изображением арапчонка и миниатюрный портрет самого поэта — копия работы В. Тропинина. Здесь же столик для рукоделия, принадлежавший Наталье Пушкиной. Об отношении Пушкина к жене свидетельствует висящее на стене изображение Мадонны с младенцем: поэт боготворил супругу и в своих стихах сравнивал ее с Пречистой Девой. Есть здесь и портрет самой Натальи Николаевны, но он был написан художником И. Макаровым уже в 1849 г., когда Пушкина, вышедшая замуж вторично, носила фамилию Ланская.

В остальных залах второго этажа собраны личные вещи потомков Пушкина, среди которых было немало выдающихся людей. Одним из раритетов является чернильный прибор, принадлежавший М. Гартунг — старшей дочери Пушкина, фрейлине императорского двора. Считается, что именно она стала прототипом Анны Карениной — героини одноименного романа Л. Толстого.

Читайте также:  Модный дизайн для дома
Оцените статью