- Перепланировка в частном доме: как узаконить, нужно ли
- Нужно ли разрешение на перепланировку частного дома
- На что разрешение не нужно
- Какие документы потребуются для разрешения
- Где заказать документы на перепланировку частного дома
- Сроки и цена оформления разрешения
- Как узаконить перепланировку дома
- В упрощенном порядке
- Через суд
- Санкции за незаконную перепланировку
- Переустройство и перепланировка жилого помещения
- Понятие переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
- Документы, представляемые для согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
- Процедура согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
- Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
- Последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Перепланировка в частном доме: как узаконить, нужно ли
Под этим перепланировкой частного дома подразумевается изменение жилого помещения, осуществления которого фиксируется в паспорте помещения. В отличие от реконструкции, перепланировка частного дома и разрешение на нее – менее радикальные перемены. Не изменяется размер, занимая дополнительные метры на участке, не увеличивается высота, количество этажей. Итак, разрешение на перепланировку частного дома: нужно ли оно и как его получить – об этом предложенная статья.
Нужно ли разрешение на перепланировку частного дома
Естественно, считается, если дом собственный, а не многоквартирный, то делать в нём можно что угодно, ни у кого не спрашивая. Не зависимость от УК и ТСЖ вдохновляет на подвиги по кардинальному изменению внутренностей собственной обители. И кажется, что всё доступно и никто не указ. На деле же это не совсем так.
Вообще, как утверждает законодатель, самовольное переустройство помещение – не законно, за исключением немногого.
Поэтому, как только появляется идея о внедрении каких-либо изменений, то милости просим – получить согласование.
Большое значение для получения разрешения для ведения работ, имеет назначения дома. Оно не может меняться.
Соответственно, дом, имевший статус жилого, не должен впоследствии стать офисом или баней. Ну и права, а также безопасность смежников, сособственников также не могут быть нарушены такой сменой планировки.
Внимание! Даже если это ваш собственный дом, не на все нововведения можно получить разрешение. Нельзя, например, объединить кухню с другими помещениями, где установлена газовая плита, снести несущие стены.
На что разрешение не нужно
Но кое – что можно производить и без разрешения. Например, косметический ремонт в комнатах, кухнях. Это поклейка обоев, смена сантехники, переустройство напольного покрытия.
Без спроса можно установить новую газовую плиту, повесить бойлер, поменять батареи с чугунных на биметаллические, заделать дверь в несущей стене. Можно также убрать временную перегородку, на которую не опирается потолок. Даже можно проделать новую дверь в межкомнатной перегородке. Переделать тамбур, если его размеры не увеличатся после таких манипуляций. Если только после всех этих изменений здание не рухнет, то под запрет такие нововведения не попадают.
Если же нужно провести газ или вырыть подвал, изменить площадь помещения – это мероприятие согласовывается.
Нужно отметить, что с января 2020 года требуется уведомление о предполагаемых изменениях в конструкцию дома или постройку нового объекта.
Не важно, дачный это домик или загородный индивидуальный жилой дом в деревне. Главное, чтобы земля была в собственности. На оформление уже построенных или измененных дач, с не оформлявшимися ранее документами, всё также распространяется дачная амнистия.
За получением разрешения обращаются собственники домовладения лично или их представитель по нотариальной доверенности.
Для этого посылается заказное письмо, или можно на личном приеме, или через портал госуслуг, или через МФЦ послать уведомление о том, что планируется произвести изменения, приложить пакет документов, который необходим.
Через сорок пять дней уже можно узнать о решении. Оно может быть как положительным, так и отрицательным тоже.
Спустя три рабочих дня решение выдадут на руки или отправляется по почте заявителю.
Вот этот документ (при положительном решении) является основанием для проведения заявленных работ по переустройству жилого помещения. Как только получили подтверждение, можете начинать работы.
Внимание! Но вполне реально и получение отказа. В таком решении должны прописать причины и основания такого отказа, со ссылкой на допущенные нарушения. Такое решение можно обжаловать в судебном порядке.
Какие документы потребуются для разрешения
Список не велик и схож с перечнем для любых других манипуляций с недвижимостью. Начинать, всегда, нужно с
заявления, а далее:
- правоустанавливающие документы,
- эскиз. Если планируются небольшие корректировки, то достаточно предоставить.
- проект.
- технический паспорт помещения.
- письменное согласие сособственников.
В случае наличия дама как памятника архитектуры, потребуется:
- согласование с охраной памятников архитектуры. В этом случае иногда лучше ничего не трогать. Иначе есть риск погрязнуть в бумагах и ничего не добиться.
- конечно, понадобится общегражданский паспорт заявителя.
Где заказать документы на перепланировку частного дома
Проектную документацию нужно заказать у фирмы, имеющей соответствующую лицензию для подобных работ. В противном случае, это будет означать – «выбросить деньги на ветер», так полученный проект не имеет силы за отсутствием компетенции у его создателя. Суд тоже не примет такое доказательство.
Технический паспорт, как и прежде, заказывают в Бюро Технической Инвентаризации. Есть еще Проектно Инвентаризационное Бюро. Там тоже помогут с созданием необходимого материала. Так как появились новшества и нужно поменять план – схему помещения, специалисту придется выехать к месту расположения объекта. Сразу решается вопрос о срочности выполнения задания. Есть стандартные сроки изготовления тех. паспорта, есть ускоренные. Заказчик выбирает более приемлемый вариант, по необходимости.
Сроки и цена оформления разрешения
Обычно разрешение действительно в течение календарного года. И если работы выполнены в срок или ранее, то хозяину необходимо идти в жилищную инспекцию, которая направит комиссию, для принятия объекта. По результатам осмотра будет выдан акт приема с подписями участвующих лиц.
Все затраты в основном включают в себя стоимость проекта и варьируются от нескольких тысяч рублей и до нескольких десятков тысяч рублей. Всё зависит от фантазии и требований собственника, желающего видоизменить свое жилище. Многоуровневый терем с башнями обойдётся явно дороже, чем типовой домик без излишеств.
Работа БТИ и ПИБ также не бесплатна. Цена на их работу варьируется и зависит от выполняемых работ по выезду на место, срочности выполнения.
Внимание! Также, в случае отказа в выдаче разрешения, чтобы легализовать уже построенное, придется оплатить услуги юриста по составлению искового заявления, подаче иска в суд, а также уплатить госпошлину.
Как узаконить перепланировку дома
Схема здесь проста: Граждане могут попытаться узаконить перепланировку уже после ее проведения. Для этого можно попробовать самостоятельно обратиться опять же в администрацию поселения, либо (при отказе администрации ввести в эксплуатацию уже перестроенный объект), необходимо обращаться с исковым заявлением в суд.
В упрощенном порядке
Попытку получить согласование по упрощенной схеме, можно осуществить самостоятельно, не привлекая юридические организации. Для того, чтобы согласовать простые изменения и получить разрешение, потребуется:
Обратиться в БТИ за техническим паспортом объекта и собрать ещё некоторые документы. Это, как обычно, правоустанавливающие на перепланированную постройку, паспорт собственника, заявление на перепланировку, разрешение от банка (если это ипотечная недвижимость). Также нужно заказать проект для перепланировки, получить письменное согласие всех собственников.
Через суд
Есть другой вариант узаконить уже свершившуюся перепланировку. Это обращение в суд. Для этого в любом случае требуется получение отказа от администрации поселения (района). Иначе суд оставит такое заявление без рассмотрения. Так как права заявителя не нарушены никакими отказами для досудебного урегулирования.
Далее посещают юридическую контору с целью составления искового заявления. Можно попробовать самостоятельно составить иск, для этого находят образец искового заявления в интернете. В таком случае за все огрехи, при написании заявления и его содержание будет ответственен сам заявитель. Но иногда лучше сэкономить на чем-то другом, а не на юридической помощи.
К иску требуется приложить всё то же, что и для получения разрешения. Добавить только госпошлину и экспертное заключение о том, что выполненные переустройства не нарушают законных интересов третьих лиц, не опасно с точки зрения СЭС, пожарного надзора, службы газа, проще говоря, не взорвётся и не упадёт никому на голову.
Если дом принадлежит нескольким собственникам, то все участники долевой собственности будут участвовать в судебном процессе. Они могут быть как соистцами, так и третьими лицами, в зависимости от произведенных изменений.
Документы в суд тоже можно подать через систему интернет – онлайн. Но, можно на личном приеме в здании суда. Паспорт гражданина РФ – неотъемлемая часть такого посещения.
И если всё в порядке, экспертное заключение свидетельствует о полном соответствии перепланированного помещения всем нормативам, суд, как правило, выносит решение об оставлении помещения в перепланированном состоянии. Далее, вступившее в силу решение суда является тем документом, на основании которого вносятся изменения в технический план постройки, если необходимо – в правоустанавливающие документы.
Как ни странно, судебный порядок узаконивания уже свершившегося факта, видится более быстрым и менее затратным финансово, менее нервным, чем хождение по инстанциям.
Санкции за незаконную перепланировку
Да, самовольные манипуляции с изменением «внутренностей» пусть и собственного частного дома, могут быть наказуемы финансово. В виде штрафа, например. Незаконные изменения без разрешения обычно обнаруживаются при купле-продаже имущества или его наследовании. Либо, вдруг возникают некие контролирующие органы с проверкой. И когда они обнаружат незаконно выполненное перепланирование, то имеют право подать в суд на владельца такого объекта.
И незадачливому хозяину придется платить не малый штраф. Ещё его могут обязать вернуть все переделки в прежнее состояние в разумные сроки.
Переустройство и перепланировка жилого помещения
Понятие переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
В Жилищном кодексе РФ по сравнению со ст. 84 Жилищного кодекса РСФСР содержится целая глава по вопросу перепланировки и (или) переустройства. Вопросы переустройства и перепланировки жилых помещений установлены в ст. 25—29 ЖК РФ. Некоторые случаи переустройства и перепланировки жилого помещения определены в п. 1.7.1 постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 70 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда».
Ряд технических вопросов, касающихся перепланировки и переустройства, может быть урегулирован на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В качестве примера можно привести постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах».
Понятие переустройства и перепланировки закреплено в ст. 25 ЖК РФ.
Итак, переустройство жилого помещения — установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство жилых помещений может включать:
- установку новых и перестановку существующих газовых приборов с прокладкой дополнительных подводящих сетей;
- установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
- замену и (или) установку дополнительного оборудования (инженерного, технологического) с увеличением энерго-, водопотребления и (или) с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (для нежилых помещений).
Перепланировка жилого помещения — это изменение конфигурации жилого помещения, требующее внесения изменения в его технический паспорт. Перепланировка проводится с сохранением функционального назначения помещений.
Перепланировка жилых помещений может включать в себя мероприятия, при которых производятся незначительные изменения планировки помещения, в том числе не затрагивается целостность несущих стен жилого помещения: перенос, разборку межкомнатных перегородок, устройство проемов в межкомнатных перегородках и новых перегородок без увеличения нагрузок на перекрытия, заделку дверных проемов в перегородках и несущих стенах и др.
Также в перепланировку жилых помещений могут входить мероприятия, при которых производятся существенные изменения конфигурации жилого помещения, в том числе затрагиваются несущие стены жилого помещения: устройство (перенос) уборных и ванных комнат; демонтаж перегородок, устройство проемов в перегородках, ограждающих газифицированные помещения; устройство несущих стен и проемов в перекрытиях (при объединении по вертикали) с устройством внутренних лестниц; устройство или изменение конструкций перекрытий, проводимые в порядке ремонта (замены) существующих; устройство проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках; заделка самовольно выполненных проемов в несущих стенах и перекрытиях; строительно-монтажные работы по изготовлению полов и (или) изменению конструкции полов; объединение лоджий с внутренними помещениями; разборка (полная, частичная) ненесущих перегородок, воспринимающих дополнительную сверхнормативную нагрузку перекрытия (разгружающие), и др.
Возможно осуществление ряда работ без оформления проектной и разрешительной документации:
- косметический ремонт помещений, в том числе с заменой наружных столярных элементов без изменения рисунка и цвета;
- устройство (разборка) встроенной мебели: шкафов, антресолей (не образующих самостоятельных помещений, площадь которых подлежит техническому учету);
- замена (без перестановки) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.
Также относятся к переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах работы, производство которых связано с передачей в пользование части общего имущества и (или) затрагивает архитектурный облик многоквартирного дома:
- создание входов, изменение входов и тамбуров с устройством крылец (лестниц в цокольные и подвальные помещения), не предусматривающее присоединение дополнительного земельного участка;
- создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах);
- создание входов (лестниц, крылец и других площадок) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;
- установка наружных технических средств на фасаде, обеспечивающих беспрепятственное передвижение маломобильных групп населения: выжимных телескопических лифтов, двухрядных поручней и т.д., лестниц за границей наружных стен здания;
- устройство лоджий и террас на первых этажах и др.
Не допускаются переустройство и перепланировка, при которых:
- нарушается прочность или разрушаются несущие конструкции здания;
- нарушается работа инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования;
- ухудшается сохранность и внешний вид фасадов;
- нарушаются противопожарные устройства;
- ухудшаются условия эксплуатации дома и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, и др.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Документы, представляемые для согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Для проведения переустройства и перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке. Форма такого заявления утверждена постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»1. В заявлении должны быть изложены цели предстоящих работ, конкретные виды переустройства и перепланировки, организационно-правовая форма подрядчика, а также сроки начала и завершения работ;
2) правоустанавливающие документы на жилое помещение в оригиналах либо нотариально удостоверенных копиях. Это договоры передачи помещений в собственность, договоры купли-продажи, дарения, свидетельство о праве наследства на помещение (вместе со свидетельством о государственной регистрации право собственности) и др.;
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Если предусматриваются только мероприятия (работы), для которых достаточно эскизов, то они выполняются на копиях поэтажных планов. Если планируемые мероприятия (работы) требуют разработки и согласования проектов, то они должны разрабатываться проектными организациями, являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций;
4) технический паспорт жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма). В случае если заявителем является собственник жилого помещения, согласия членов семьи не требуется. Если жилое помещение находится в общей собственности, необходимо согласие всех сособственников;
6) когда жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, требуется заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Этот перечень документов является исчерпывающим, и в соответствии с ч. 3 ст. 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование переустройства и перепланировки, не вправе требовать других документов.
Более того, согласно п. 2.1 ст. 26 ЖК РФ заявитель вправе не представлять технический паспорт жилого помещения и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, а также правоустанавливающие документы на жилое помещение, если право собственности на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Орган, осуществляющий согласование, запрашивает указанные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе, в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. Органы и организации, в распоряжении которых находятся такие документы, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Когда переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или)
перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 40 ЖК РФ).
Изменение размера общего имущества в коммунальной квартире возможно только с согласия всех собственников комнат в данной квартире путем ее переустройства и (или) перепланировки (ст. 41 ЖК РФ).
О принятии документов заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Процедура согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки или переустройства должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов не позднее чем через 45 дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Если документы представлены через многофункциональный центр, то срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, документ, подтверждающий принятие такого решения (см. постановление Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»). Если заявление о переустройстве и (или) перепланировке подавалось через многофункциональный центр, то документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Далее производятся работы по переустройству и (или) перепланировке.
Начало разрешенных работ по переустройству помещений в жилом доме подлежит регистрации организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, в журнале по форме, установленной органом, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки.
Одновременно устанавливаются дата окончания работ, порядок и условия вывоза строительного мусора. О факте начала производства работ организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, сообщает в орган, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки, которому поручен контроль за ходом работ.
На основании ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Такой акт приемочной комиссии направляется органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Таким органом согласно ст. 3 указанного закона является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
В статье 27 ЖК РФ предусматриваются основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения: непредставление документов и представление документов в ненадлежащий орган.
1) непредставление необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
2) поступление в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства, если такой документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании перепланировки и (или) переустройства помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласования перепланировки и (или) переустройства помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для согласования перепланировки и (или) переустройства, и не получил от заявителя такой документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
3) представление документов в ненадлежащий орган.
4) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установленным требованиям.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 27 ЖК РФ. Решение выдается или направляется заявителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня его принятия и может быть обжаловано заявителем в суд (в соответствии с главой 25 ГПК РФ).
Последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка, проведенные в отсутствие согласования и (или) с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
Условно последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки можно разделить на гражданско-правовые и административно-правовые.
К гражданско-правовым последствиям представляется возможным отнести следующие последствия. В п. 3 ст. 29 ЖК РФ указывается, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязаны привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
При этом если в установленный срок соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние, орган, осуществляющий согласование, подает иск в суд, который принимает решение:
- в отношении собственника — о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
- в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма — о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
Если суд в отношении собственника жилища принимает решение о продаже его с публичных торгов, возникает вопрос: обязательно ли выселение этих граждан из жилых помещений до торгов?
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Следовательно, до момента государственной регистрации прав на жилое помещение нового собственника, в том числе на момент проведения торгов, предыдущий собственник обладает правом собственности на указанное жилое помещение и выселен из него быть не может. Данная позиция подтверждается судебной практикой.
Важно отметить следующее обстоятельство: на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Решение суд выносит на основании искового заявления о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии, поданного собственником или нанимателем.
Надо сказать, что в суды поступали исковые заявления, сформулированные по-разному: об установлении юридического факта ненарушения прав и законных интересов соседей, об установлении юридического факта законности перепланировки, об узаконении произведенной перепланировки, об обязании органов технической инвентаризации выдать технический паспорт на квартиру в перепланированном состоянии.
Однако рассмотрение таких дел должно производиться в порядке искового производства, а не в порядке особого производства путем установления юридического факта, поскольку возникает спор о праве заявителя на жилое помещение в существующем состоянии. Заявления, поданные в порядке особого производства, оставляются судом без рассмотрения на основании ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Многие судьи считают, что иск о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии нужно подавать только тогда, когда орган, осуществляющий согласование, отказал в удовлетворении заявления об оформлении документации по результатам перепланировки (переоборудования) или оставил без ответа заявление в течение 45 дней (ч. 4 ст. 26 ЖК РФ).
Однако массовая судебная практика идет по пути рассмотрения исков, поданных без предварительного обращения заявителя в орган, осуществляющий согласование, с таким заявлением. С практикой рассмотрения судом подобных исков вряд ли можно согласиться, поскольку в указанных случаях суды, по сути, подменяют органы местного самоуправления, осуществляя их полномочия по согласованию.
Только после отказа в согласовании самовольных переоборудовании можно говорить о нарушенном или оспариваемом праве лица на сохранение жилого помещения в существующем состоянии, что позволяет этому лицу прибегнуть к судебной защите.
Часть 2 ст. 29 ЖК РФ устанавливает, что самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Привлечение к административной ответственности можно отнести к административно-правовым последствиям самовольного переустройства и(или) перепланировки.
Так, согласно ст. 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)1 порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.
К административной ответственности собственника или нанимателя жилого помещения согласно ст. 23.55 КоАП РФ могут привлекать главные государственные жилищные инспекторы субъектов Российской Федерации, их заместители, а также главные государственные жилищные инспекторы субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители. Государственная жилищная инспекция уполномочена рассматривать данные факты правонарушений и принимать решение о возможности привлечения виновного к административной ответственности.
Следует отметить, что привлечение лица, осуществившего самовольную перепланировку и (или) переустройство, к административной ответственности не означает, что гражданско-правовые последствия для него не наступят. Обе группы последствий применяются одновременно.