Парковка коммерческого транспорта во дворах жилых домов с 2020 года

Новый приказ Минтранса: бизнес больше не сможет организовать автостоянку во дворе

1 января 2020 года вступил в силу приказ с требованиями к парковкам для бизнеса. Среди них — запрет на организацию парковок вблизи жилых домов, учебных заведений и лечебных учреждений.

Появилось мнение, что этот приказ полностью запретил коммерческому транспорту парковаться во дворах, но это не так. Разберемся, о чем вообще этот приказ и как он может помочь обычным гражданам.

О чем речь

Приказ утверждает требования к парковкам и парковочным местам для стоянки транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но чтобы парковка или парковочное место попали под действие этого приказа, они должны соответствовать следующим условиям:

  1. Парковка или парковочное место расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, а также в границах любого другого города или городского поселения. Не факт, что составители приказа имели в виду все города и поселки России, но это тот случай, когда одна запятая в названии приказа распространила его действие не только на города федерального значения, но и на все остальные.
  2. Парковка или парковочное место принадлежат юридическому лицу или ИП. Предприниматель должен перевозить пассажиров или грузы в пределах городских поселений, городских округов, городов федерального значения.
  3. Автомобиль оставляют на парковке или парковочном месте после возвращения из рейса и окончания смены водителя.
Читайте также:  Какая плотность каменной ваты для стен каркасного дома

Если при организации парковки любое из этих условий не соблюдается, правила не действуют. Также они не действуют в отношении автомобилей каршеринга: владельцы каршеринговых компаний не занимаются перевозками, а сдают автомобили в аренду.

В правилах прописаны требования к парковкам и парковочным местам.

Въезды и выезды с парковок и схемы движения транспортных средств на парковках должны соответствовать проектам организации дорожного движения. Это значит, что организатор парковки не может выломать пару бордюрных камней для проезда к парковке, расположенной в центре газона или на детской площадке.

Такие проезды, как и место самой парковки, должны быть не просто обозначены. Не позднее чем за 20 дней до их установки граждане должны быть об этом проинформированы — через официальный сайт администрации, в ведении которой находится дорога, через информационные табло, размещенные в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, или иными способами, которые обозначены в комплексной схеме организации дорожного движения. А еще проезды и парковки должны быть согласованы с ГИБДД.

Парковки должны быть освещены по правилам. Средняя горизонтальная освещенность — не менее 6 лк, прожекторы не должны быть установлены на крышах и навесах, их нельзя направлять в сторону дороги. А еще парковка должна быть обозначена и оборудована знаками и дорожной разметкой. Нельзя устанавливать такие знаки и наносить разметку произвольно, все нужно делать в соответствии с проектами организации дорожного движения.

Парковка, которую организовали вне здания, должна быть на площадке из щебня или асфальта с бетоном. Исключение — парковки для трамваев, там нет требований к покрытию.

Правила устанавливают требования к расстоянию от парковок до жилых домов, учебных заведений и лечебных учреждений. Расстояние между ними определяется по санпину и зависит от вместимости автостоянки: например, до жилых домов должно быть не менее 10 м, а до школ, детских садов и детских площадок — не менее 25 м.

«Во дворах ужас с «ГАЗелями». Кому запретили парковаться в жилых зонах

С января вступил в силу приказ Министерства транспорта № 199, который поменял требования к парковке транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Документ запретил создавать парковки общего пользования для коммерческого транспорта в местах жилых застроек и оставлять автомобили юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в таких зонах. В приказе речь идет о городских поселениях и округах России, а также городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Как разъяснили Autonews.ru в пресс-службе Минтранса, новый запрет коснется автобусов, автомобилей такси и грузовых автомобилей, эксплуатируемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

В Минтрансе также пояснили, что, согласно федеральному закону № 398, юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров по договору перевозки или фрахтования, коммерческими перевозками, а также перемещением лиц и материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями, обязаны обеспечить возможность парковать эти автомобили в границах города по возвращении из рейса и окончании смены водителя. Необходимость искать место вне дворовых территорий ложится на владельцев этих транспортных средств.

Что касается машин каршеринга, то, согласно ответу из ведомства, их можно будет по-прежнему оставлять во дворах.

«Договор каршеринга является по своей правовой природе договором краткосрочной аренды транспортного средства. Принципы заключения такого договора урегулированы Гражданским кодексом. Соответственно, обязанность обеспечивать стоянку транспортных средств на парковках, соответствующих требованиям приказа № 199, не распространяется на автомобили каршеринга», — рассказали в Минтрансе.

Ожидающих клиентов водителей автомобилей такси ограничения также не коснутся. «На время остановки или стоянки транспортного средства, связанного с ожиданием клиента, не распространяется требование о размещении транспортных средств на стоянке», — сказали в Минтрансе.

В законодательстве до сих пор нет самого понятия парковки во дворе — там лишь указано, что коммерческий транспорт должен стоять на соответствующих нормам парковках по возвращении из рейса и окончании смены водителя. Для контроля на таких парковках фиксируется дата и время въезда и выезда транспортных средств.

Хотя новая норма уже вступила в силу, вопрос ее администрирования также до сих пор прорабатывается. В Минтрансе уточнили, что обязанность контролировать соблюдение новых требований возложена на сотрудников Ространснадзора. Они будут проводить проверки транспортных предприятий и выяснять, есть ли у них собственные парковки либо договоры аренды машино-мест на соответствующих нормам стоянках.

Кроме того, в приказе не прописана ответственность за такое нарушение. В Минтрансе также отметили, что пока никакого наказания за такое нарушение не предусмотрено. «Вопросы дальнейшего применения данной нормы, в том числе введения административной ответственности за ее нарушение, рассмотрят в рамках проводимой сейчас работы по формированию новой модели правового регулирования и нового КоАП», — сказали в ведомстве.

В свою очередь, власти Подмосковья уже заявили, что хотят распространить запрет и на территории Московской области. Как заявлял спикер Мособлдумы Игорь Брынцалов, с соответствующей просьбой неоднократно выступали местные жители.

«У людей есть возможность отгородить свой двор от сторонних машин шлагбаумом — но, во-первых, часто невозможно собрать подписи всех жителей либо не все готовы платить за его установку и обслуживание, а во-вторых, есть сквозные дворы, проезд через которые должен быть всегда открыт», — рассказывал Брынцалов.

Вопрос запрета парковки во дворах депутаты рассмотрят на заседании профильного комитета Мособлдумы. Также Брынцалов пообещал обсудить инициативу с местными жителями и самими таксистами. Как сообщили Autonews.ru в пресс-службе Мособлдумы, запрет парковки во дворах профильный комитет планирует рассмотреть во втором квартале 2020 г.

Примечательно, что позиция Минтранса Московской области по автомобилям каршеринга отличается от мнения федерального ведомства. Так, в областном Минтрансе считают, что машины каршеринга все-таки подпадают под действие новых требований парковки в случае, если организация по предоставлению машин относится к юрлицу или индивидуальному предпринимателю. То есть практически во всех случаях, так как сервис для физлиц, позволяющий сдавать свой автомобиль в каршеринг, пока не запущен.

Также в областном Минтрансе уже определились, по каким статьям будут наказывать нарушителей. «За нарушение требований приказа Минтранса России предусмотрена административная ответственность по ст. 7.1 («Самовольное занятие земельного участка») и ст. 8.8 КоАП («Использование земельных участков не по целевому назначению») соответственно», — сказали Autonews.ru в ведомстве. Максимальный штраф для юридических лиц по этим статьям варьируется от 100 тыс. руб. до 200 тыс. рублей.

В областном Минтрансе также отметили, что организация дополнительных стоянок в Подмосковье для транспорта юрлиц и индивидуальных предпринимателей в настоящий момент не предусмотрена.

Руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус считает, что прежде, чем вводить штрафы за подобные нарушения, необходимо создать инфраструктуру, где владельцы автотранспорта могли бы его парковать.

«В Москве выдано около 50 тыс. разрешений на такси. Большинство из них — это грузовой транспорт, — рассказал Швагерус Autonews.ru. — И на окраине города, а также в области во дворах действительно творится настоящий кошмар с этими «ГАЗелями». Этот вопрос нужно решать. Но если раньше у нас были таксопарки с большими территориями, автобазы, то сейчас они практически все упразднены. Поэтому нужно создавать серьезную альтернативу — например, строить парковки за МКАД с удобными подъездами».

Что касается проблем с такси, то Швагерус считает, что такие автомобили должны постоянно находиться в работе и не отстаиваться во дворах.

Обзор нового закона о парковке во дворах в 2020-2021 годах — Приказ Минтранса РФ №199

В России вступает в силу наделавший шума в информационном пространстве закон о парковке во дворах. В в 2020-2021 годах он уже действует в полной мере в отношении всех указанных в нем лиц.

Следует понимать, что под законом в данном случае понимается приказ Минтранса РФ, утверждающий правила парковки во дворах жилых домов. С 1 января 2020 года они начали действовать по всей территории РФ, а не только в городах федерального значения, как ошибочно утверждают некоторые обозреватели, неправильно толкуя наименование документа. Подробнее о документе и вводимых им нормах читайте далее в статье.

Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Реквизиты приказа

Новый закон о парковке во дворах жилых домов — это на самом деле приказ Министерства транспорта РФ. Номер этого документа — 199, принят был приказ еще 17.05.2018г., однако он вступил в силу только с 1 января 2020 года.

Приказ утверждает требования к парковкам и парковочным местам определенных транспортных средств части автопользователей, в соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения». Также он признает утратившим силу предыдущий приказ, регламентирующий указанные правоотношения, также Минтранса №108 от 19.04.2016г.

Текст утвержденных приказом требований небольшой, однако, по сути они вводят запрет парковки во дворах с 2020 года для коммерческого транспорта. И он распространяется на всю территорию Российской Федерации, все города и городские поселения (в том числе, и три города федерального значения — Москву, Питер и Севастополь), как в указано в наименовании документа. Таким образом, даже парковка такси во дворе жилого дома с 1 января 2020 года не допускается. Каким образом это положение будет реализовываться на практике, можно будет оценить после начала реального применения приказа. Однако, следует понимать, что утвержденные приказом №199 требования касаются не всех автопользователей и не всех парковок. Подробнее об этом далее.

Положения о парковках

В требованиях конкретно указано, на какие парковки они распространяются:

  • предназначенным для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
  • осуществляющим перевозки пассажиров на основании одного из следующих договоров: фрахтования или перевозки; грузов на основании договора перевозки; перемещение любых лиц, кроме водителя, внутри или на транспортном средстве, а также материальных ценностей без оформления соответствующих договоренностей;
  • по возвращении водителя из рейса или окончания им смены.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ-196 юрлица и ИП, осуществляющие коммерческую эксплуатацию автомобилей, обязаны с 2017 года обеспечивать стоянку транспортных средств по возвращении из рейса или смены (то есть, чаще всего ночью) на парковках, требования к которым теперь и утверждены приказом №199.

Требования к парковкам

Данные требования равно распространяются и на парковочные места. Они должны быть:

  • освещены должным образом в соответствии с действующими нормами и правилами в случае, если они используются в ночное время или размещены отдельно от здания;
  • расположение въездов и выездов, а также размещение авто на парковке должны соответствовать проектам организации дорожного движения;
  • обозначены и оборудованы спецсредствами в соответствии с ПДД и проектами ОДД;
  • устроены на площадке, имеющей соответствующий тип дорожной одежды в соответствии со СНиП;
  • устроены соответствии со всеми действующими нормами СНиП и СанПин.

Эти правила действовали и раньше. Нововведение содержится в п. 4 требований и регулирует такой вопрос, как парковка коммерческого транспорта на территории многоквартирных домов (а именно, во дворах).

Основные положения и нововведения

Можно выделить основные положения новых требований к парковкам, утвержденных приказом Минтранса РФ №199:

  • правила действуют на территории всех городов и городских поселения, это прямо следует из названия;
  • они распространяются только на коммерческие транспортные средства, используемые для предпринимательских целей юрлицами (организациями, фирмами, госоргнами) или ИП;
  • применяются правила только в отношении устройства парковок, организуемых для транспортных средств, по возвращении их из рейса или со смены.

Таким образом, парковка такси в таких условиях также запрещена, но только при соблюдении указанных условий. Остановка же машины при ожидании пассажира вполне законна.

Штраф в 2020 году

Каким образом будет наказываться парковка во дворе многоквартирного дома? Закон в 2020 году об этом не принят. То есть, парковка газели как и парковка грузовых транспортных средств, используемых юрлицами и ИП в коммерческих целях, и возвратившихся с рейса или смены, во дворе многоквартирного дома запрещается, но механизм реализации данной нормы на достаточном уровне еще не проработан.

В КоАП РФ никаких мер к нарушителям данных правил не прописано. В Минтрансе пояснили, что их введение — следующая задача в рамках формирования новой модели законодательства в РФ и разработке нового КоАП РФ.

Однако требования существуют, и водители должны их выполнять, хотя ответственность за их неисполнение пока и не установлена. Таково официальное мнение представителей Министерства транспорта Российской Федерации.

Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Оцените статью