- Стройка: пошаговая инструкция
- Предпроектные работы
- Получение разрешения на строительство
- Получение ТУ на технологическое присоединение к сетям
- Геологические изыскания, гидрогеологоразведка
- Какие ошибки допускают застройщики при возведении частных домов?
- Собственно проектирование
- На чем еще можно сэкономить при проектировании?
- Подготовительные работы
- Нулевой цикл: фундамент качества
- Монтаж коробки здания: стены и кровля
- Двери, окна, утепление
- Финал: регистрация объекта
- Образовательный проект «Моя улица, мой дом»
- Актуальность
- Проблема
- 1 Этап – Подготовительный
- 2 Этап – Основной
- Игровая деятельность
- Коммуникативная деятельность
- Продуктивная деятельность
- Взаимодействие с родителями
- 3 Этап — Заключительный
Стройка: пошаговая инструкция
Мы расскажем вам, как ничего не забыть, проконтролировать качество и на чем можно сэкономить на разных этапах строительства.
Предпроектные работы
Получение разрешения на строительство
Чтобы возвести дом на участке ИЖС, следует вначале получить разрешение на строительство – это застрахует вас от возможных нарушений.
В сети появилось множество предложений от компаний, готовых за немалую плату заниматься сбором бумаг, стоять в очередях, получая необходимые согласования и разрешения. Но в большинстве случаев этот этап можно пройти самостоятельно – здесь все просто.
Если вы собственник участка (об этом свидетельствует выписка из Единого госреестра недвижимости – ЕГРН), обращаетесь в местную администрацию с заявлением о предоставлении вам градостроительного плана участка. Причем не напрямую, а через МФЦ или Единый портал госуслуг.
Из документов вам потребуется только паспорт. И все! С 2017 года весь документооборот в сфере недвижимости осуществляется только в электронном виде, поэтому никакие справки, свидетельства о собственности на гербовой бумаге не нужны. Запрашивать недостающие документы – не ваша забота: этим должны заниматься чиновники. Градостроительный план вам обязаны предоставить бесплатно в течение 20 рабочих дней с момента регистрации заявления.
Градостроительный план – это схема с подробной выпиской, где указано, что можно строить на данном участке и какие имеются ограничения.
На основании градостроительного плана нужно составить схему планировочной организации земельного участка (СПОЗУ), на которой должны быть указаны расположение дома и его основные характеристики.
СПОЗУ – это часть проектной документации. Если вы заказываете проект, схема должна быть в ее составе. Если приобретаете готовый, обратитесь с градпланом к продавцу – ее сделают быстро. Более того, схему можно нарисовать самостоятельно – разумеется, с соблюдением стандартов к оформлению документации (ориентируйтесь на проверенные образцы в cети).
Теперь, также через МФЦ, подаете заявление, прикладываете СПОЗУ и градостроительный план – и в течение семи рабочих дней получаете разрешение на строительство со сроком действия 10 лет.
Важно! «Дачная амнистия» для будущих владельцев домов ИЖС пока действует, но в усеченном режиме. Легализовать постройку задним числом еще можно. Но с марта 2018 года процедура усложнится.
Получение ТУ на технологическое присоединение к сетям
Итак, разрешение на строительство у вас уже есть. Теперь, пока ведется рабочее проектирование или подгонка готового проекта под требования градплана, самое время заняться получением ТУ на присоединение к сетям электроснабжения, а также (если есть) – водопровода, канализации, газоснабжения. Делать это желательно именно сейчас, чтобы потом не пришлось менять проект на ходу.
Нюансов здесь множество: состояние сетей, уровень инженерной подготовки участка (новый он либо со старыми постройками), региональная специфика.
В новых коттеджных поселках все работы по получению ТУ, проектированию и прокладке внешних сетей проводятся централизованно. Для территорий со сложившейся застройкой оптимальный вариант экономии денег и времени – кооперация с соседями и общение с поставщиками через МФЦ либо портал госуслуг.
Геологические изыскания, гидрогеологоразведка
К предпроектным работам относятся также геологические изыскания, позволяющие определить состав и подвижность грунтов, уровень грунтовых вод и, в конечном счете, выбрать оптимальный тип и конструкцию фундамента. Геологические изыскания обязательны, если планируется строительство каменного коттеджа, и крайне желательны, если речь о деревянном или каркасном.
Если центрального водопровода нет, а вы планируете водоснабжение из мелкозаглубленных скважин или колодцев, желательно провести гидрогеологоразведку: пригласить специалиста, который, сделав несколько контрольных скважин в разных концах участка, поможет найти водоносные пласты, а также определиться с выбором оборудования для локальной канализации.
Какие ошибки допускают застройщики при возведении частных домов?
Роман Филасов, генеральный директор компании «СтройДомТраст»
«Хочу обратить ваше внимание на типичные ошибки, недопустимые пристроительстве дома.
- Фундамент – основа здания. При его заливке обязательно используйте вибропресс. Неудаленные из бетона воздушные пузырьки снижают монолитность и прочность основания. При послойной заливке фундамента образуются неоднородные участки из неравномерно высохшего слоящегося бетона. Они легко пропускают влагу и первыми начинают разрушаться.
- Изоляция стен цоколя, фундамента и кровли, уложенная в неправильном порядке, сводит к нулю результаты теплоизоляционных работ. Уложенный снаружи паробарьер с первого же дня эксплуатации удерживает конденсат в стеновом материале. Установленные изнутри теплоизоляционные плиты накапливают стремящуюся наружу влагу.
- Крепеж, не соответствующий кровельному материалу, становится причиной протекания крыши. Неправильная фиксация крепежных элементов приводит к повреждению покрытия в ходе его эксплуатации.
- Перенос прокладки инженерных систем с начального на финальный этап строительства становится причиной нарушения несущей способности, тепло- и гидроизоляции стен, перекрытий, кровельной конструкции.
- Отказ от создания строительной четверти в оконных и дверных проемах снижает их теплоизоляцию. Монтажная пена в зазорах между рамой и стеной эффективна только первые два-три года, затем она крошится и впускает в коттедж сквозняки.»
Собственно проектирование
Как показывает практика, еще до покупки участка заказчик в общих чертах представляет, каким хочет видеть свой дом. Но реалии то и дело вносят свои коррективы. Поэтому проектирование едва ли можно выделить в отдельный этап.
Внесения изменений в проект могут осуществляться вплоть до финальной стадии. Тем не менее, до момента получения разрешения на строительство речь идет, в основном, об эскизном проектировании и укрупненных сметах, после – о рабочих чертежах и детальных сметах.
В любом случае, желательно, чтобы стройка начиналась, когда проект уже готов – вплоть до визуализации ландшафтных и интерьерных решений. Современные средства визуализации позволяют «прогуляться» по коттеджу еще до того, как рабочие выйдут на площадку. Ведь в бумажную версию или в виртуальную модель проекта можно внести любые изменения – это почти бесплатно.
Дальнейшие переделки становятся платными, а подчас и неоправданно дорогими.
На чем еще можно сэкономить при проектировании?
Наличие детальной сметы позволяет отказаться от покупки материалов с запасом, а также существенно уменьшить затраты, дожидаясь сезонных скидок либо заменив дорогие материалы более доступными аналогами (разумеется, не в ущерб качеству).
Подготовительные работы
Итак, проектная документация готова, старт стройке дан. О чем важно позаботиться на начальной стадии?
- Во-первых, подготовить проезд для строительной техники и транспорта к месту разгрузки материалов.
- Во-вторых, обеспечить место ночлега для рабочих. Аренда или покупка бытовки либо блок-контейнера – оправданный вариант, если стройка большая и надолго (например, застраиваются несколько участков). Если же вы частник, лучше начать застройку с сарая-времянки, который потом пригодится в хозяйстве.
- В-третьих, обеспечить стройку электричеством хотя бы по временной схеме. Например, договориться с соседями. Использование бензиновых генераторов сказывается и на сроках, и на ценах работ.
Если подготовительные работы планируются на осенне-зимний период, готовиться придется более тщательно.
Здесь, прежде всего, следует позаботиться об освещении объекта (обычно используются влагозащищенные прожекторы), и о том, чтобы подвозимые материалы не пачкались и не омывались дождями. Поэтому, площадку с навесом для временного хранения следует готовить основательнее, нежели весной или летом.
Нулевой цикл: фундамент качества
В состав работ нулевого цикла входит все, что ниже отметки пола первого этажа. На загородном участке это расчистка и подсыпка территории, земляные работы, связанные с прокладкой траншей, устройство котлованов и песчаного основания. Финальная часть – готовый фундамент.
Обращаем ваше внимание, что именно от качества работ нулевого цикла зависит срок службы здания. Здесь требуется тщательный контроль со стороны заказчика. Накладки могут случиться на любом этапе. Но ошибки и недоделки кровли устранить несложно, а недосмотр при подготовке основания будущей стройки может привести к неприятным и неустранимым последствиям.
Важно! Заверения производителей винтовых свай, что их изделия оптимальны для проблемных грунтов, часто расслабляют заказчиков. Но если вы планируете облегченный фундамент на винтовых сваях, это не отменяет необходимости геологических изысканий, осушения территории и подготовки основания.
Монтаж коробки здания: стены и кровля
Вне зависимости от того, какие материалы выбраны для стен и кровли, правило одно: чем быстрее дом будет возведен под крышу, тем экономичнее.
Монтаж домокомплекта из сэндвич-панелей (заводских) занимает считанные дни, из клееного бруса – недели, из пеноблоков или кирпича – месяцы.
Конечно, если вы не профессиональ-ный строитель, то вряд ли заметите отступления от технологии. Важный для вас показатель качества работы строительной бригады – соблюдение всех заданных проектом геометрических размеров, горизонталей и вертикалей.
Поэтому, пока возводятся стены, а особенно на начальном этапе, когда происходит притирка отношений «заказчик – подрядчик», вам желательно почаще наведываться на стройку, брать в руки пузырьковый строительный уровень, рулетку и проверять вертикальность стен.
Не давайте рабочим шансов расслабиться. В этом случае, когда дело дойдет до кровли, они привыкнут к контролю, а расслабиться сможете вы.
Важно! Осень или зима – не самое благоприятное время для стройки. Поэтому разумное решение, если работы пришлись на данный период, – возведение тента и лесов из армированной пленки. Это удорожает монтажные работы, но позволяет продлить строительный сезон.
Двери, окна, утепление
Если коттедж возведен под крышу, и в нем уже есть окна и двери, можно начинать монтаж инженерии и внутреннюю отделку. Если двери и окна монтировали не каменщики или монтажники-универсалы (которые уже привыкли к вашей бдительности), также проверьте, чтобы не было перекосов.
Монтаж систем отопления и водоснабжения, печей и каминов, а также установку отопительного оборудования лучше доверить не бригаде «на все руки» (хотя они, скорее всего, готовы взяться за освоение вашего бюджета), а профессионалам. Во-первых, это дает право на гарантийное обслуживание. Во-вторых, у специалистов есть и оборудование, и необходимый опыт. К тому же не факт, что их услуги будут дороже – ведь ваши подрядчики, называя цену, скорее всего, будут ориентироваться на расценки специализированных компаний.
Финал: регистрация объекта
Итак, вы подписали акты приемки инженерного оборудования, счетчики опломбированы, из кранов течет вода.
Чтобы вы могли поселиться и прописаться в новом доме, необходимо получить свидетельство о праве собственности на сформированный объект недвижимости и заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг. В прежние годы процедура ввода объекта в эксплуатацию была не из легких и требовала множества согласований и соответствующего разрешения (оно выдавалось органом местного самоуправления на основании акта сдачи-приемки и заключения межведомственной комиссии).
Сегодня пока еще возможна легализация самостроя, а также регистрация в упрощенном порядке – без разрешения на ввод, только на основании подготовленного кадастровыми инженерами технического плана (последний показывает привязку объекта к местности, содержит его план и основные технические характеристики: площадь, материал стен и т. п.).
Упрощенный порядок, как уже сказано, действует до марта 2018 года. Далее процедура усложнится, но все детали пока неизвестны, поэтому откладывать в долгий ящик оформление разрешения на строительство все-таки не стоит.
Поздравляем: вы построили загородный дом!
Образовательный проект «Моя улица, мой дом»
Информационная карта проекта:
Вид: развивающий, познавательный, творческий.
Тип: краткосрочный (две недели).
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Место проведения: дошкольное отделение №5 ГБОУ Школа №141.
Актуальность
Реализация одного из приоритетных и актуальных направлений программы обучения и воспитания — патриотическое воспитание дошкольников, решается через такие аспекты, как – воспитание любви к семье и близким, к родным места, к городу, к Родине; формирование интереса к истории, связи поколений, чувства неразрывности с окружающим. Немаловажным является расширение знаний детей о городе и его территориальном устройстве (городе много улиц, каждая имеет свое название; на улице много домов, у каждого дома свой номер).
Кроме того, изучение темы городского устройства напрямую связано с закладыванием основ ОБЖ через знание элементарных сведений о себе (домашний адрес), правил поведения дома, на улице, в общественных местах, что тоже очень актуально в современном мире.
Проблема
В результате проводимых в группе бесед на тему « Мой дом, моя улица» выяснилось то, что некоторые дети не знают собственного адреса и адреса детского сада; не могут описать дорогу домой; у детей выявлено слабое ориентирование на местности, невнимательность к окружающему пространству, поверхностные представления о названиях улиц и достопримечательностях микрорайона. В разговоре с родителями некоторые взрослые затруднялись ответить на вопрос — почему так называется та или иная улица района, кроме того, выяснилось, что не все уделяют должное внимание ознакомлению ребенка с ближайшим территориальным окружением, с правилами безопасного поведения дома, на лице, дороге.
Все это показало, что есть проблема, решать которую мы будем сообща через реализацию проекта «Моя улица, мой дом».
Цель: Расширение, обобщение и систематизация знаний о своем, микрорайоне, улице, ближайшем территориальном окружении.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять краеведческие сведения о родном районе,
- Расширять представление о ближайшем территориальном устройстве.
- Познакомить с прилегающими улицами, домами, инфраструктурой, достопримечательностями.
- Закреплять знание домашнего адреса.
- Закреплять правила безопасного поведения в быту, на улице, в общественных местах.
Развивающие:
- Развить поисково-творческий потенциал детей и родителей.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков.
- Развивать разговорную речь детей.
- Расширять активный словарь детей.
- Развивать творческие способности
Воспитательные:
- Учить видеть красоту окружающего.
- Воспитывать позитивное и уважительное отношения к месту проживания, к людям, которые живут рядом.
- Воспитывать любовь к родному району, городу, стране.
- Привлекать родителей к активному участию в воспитательно- образовательном процессе.
Этапы реализации проекта
Вся работа по реализации проекта включает три основных этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап несет в себе мероприятия ознакомительного и организационного характера, разработка плана разных видов деятельности и мероприятий по теме проекта
Основной этап – выполнение запланированных работ и мероприятий.
Заключительный этап включает в себя устройство выставки готовых коллективных творческих работ, презентация альбома «Моя улица, мой дом».
1 Этап – Подготовительный
— Сбор информации по теме проекта, определение задач, сроков выполнения.
— Подбор методической литературы, дидактического и иллюстративного материала.
— Создание в группе предметно – развивающей среды с учетом задач проекта.
— Составление плана работы в рамках проекта.
— Разработка и составление планов-конспектов НОД по теме проекта.
— Проведение консультации для родителей о предстоящей совестной работе с детьми.
2 Этап – Основной
Схема реализации проекта через основные виды детской деятельности:
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Город» (пазл), «Чей это дом?», «Кто где живет «Какие бывают дома», «Профессии в городе», «Собери целое из частей», «Правильно-неправильно».
Лексико-грамматические игры: «Закончи предложение», «Назови по другому», «Подбери словечко», «Кто назовет больше?», «Один-много».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «Ждём гостей», «Водители и пешеходы», «Мы пешеходы», «Путешествие по городу»
Подвижные игры: «Займи свой домик», «Чьё звено быстрей соберется», «Найди что спрятано», «Преодолей препятствие», «Не замочи ног», «Пройди по верёвочке», «Сделай как я», «Птички в гнездах»,
Во всех видах игровой деятельности детей сделан упор на городскую тематику, тему дома, жилища, ПДД.
Коммуникативная деятельность
Беседы:
- «Москва — столица нашей Родины», «Город, в котором мы живем» с использованием фотографий, картин и репродукций о Москве.
- «Улицы нашего города», «Наша улица» — в этих беседах воспитатели познакомили детей с тем, что у каждой улицы города есть свое название. Улица, на которой расположен наш детский сад, носит имя Рихарда Зорге. В доступной для детей форме воспитатели рассказали детям о подвиге разведчика.
- «Детский сад — наш второй дом», «Правила поведения в общественных местах», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы и малыши» — беседы о морально-этических нормах и правилах.
- «Что мы знаем о правилах дорожного движения», «Наш помощник светофор», «Правила безопасного поведения на улице» — беседы на закрепление правил ПДД и основ ОБЖ.
Познавательно-исследовательская деятельность
- Прогулка по близлежащей к детскому саду территории «Что вокруг?»
- Целевая прогулка к ближайшему пешеходному переходу – зебре.
Экскурсия по зданию детского сада «Детский сад — наш второй дом» (пищеблок, овощехранилище, медицинский кабинет, прачечная, кабинеты специалистов).
Рассматривание иллюстраций и фотографий различных улиц города, Рассматривание фотоальбома «Наш район».
Просмотр ранее подготовленных краеведческих материалов «Что было — что стало» (интернет-ресурсы).
Ребята с увлечением рассматривали все подготовленные материалы. Узнавали знакомые места района и города, радостно реагировали на это. Многие узнали на фото свою родную улицу.
Продуктивная деятельность
Рисование: «Городская улица». Ребята выполнили свои работы в едином стиле для составления коллективной композиции.
Аппликация: «Транспорт на проезжей части». Дети выбирали макеты машин, вырезали понравившиеся и приклеивали на свои рисунки по теме «Городская улица». Работы детей в последующем были собраны в единую коллективную композицию.
Лепка: «Наши дворы». Ребятам было предложено вылепить из пластилина целый городской квартал.
Конструирование: «Город». На основе, заранее подготовленной воспитателями, используя в работе несколько наборов деревянного конструктора, ребята построили макет городской улицы с проезжей частью, тротуаром, домами, инфраструктурой. Особенно порадовало то, что этот макет после реализации проекта активно используется детьми для различного вида игр.
Взаимодействие с родителями
Родителям мы предложили рассказать ребенку, в доступной для него форме, о своей улице и о доме, в котором он живет. Написать об этом три -четыре предложения с таким расчетом, чтобы ребенок смог сам рассказать об этом перед ребятами. А в случае, каких- либо затруднений, воспитатель смог бы помочь ему. Примерный объем и форма рассказа были подробно рассмотрены на консультации для родителей, проведенной на подготовительном этапе проекта. Примерные образцы предстоящей работы были размещены на стенде информации. Рассказы дополнялись фото или рисунками детей (по выбору). Все выполненные совместные работы были оформлены и объеденены воспитателями в альбом.
В течение нескольких последующих дней ребята (по 2-3 человека) находили свою страничку и выступали перед группой со своим рассказом.
Практика выступлений перед группой детей, опробованная нами уже в нескольких проектах приносит неоценимую пользу, как самому ребенку, так и группе в целом.
Это развитие связной речи, памяти, активного словаря, практика ответа у доски в школе перед классом. Для остальных детей это умение слушать и слышать товарища, выразить свою благодарность за интересный и познавательный рассказ. Мы с ребятами назвали сборный альбом «Наша адресная книга». После завершения проекта она заняла достойное место в книжном уголке группы и долго вызывала интерес детей.
3 Этап — Заключительный
На заключительном этапе проекта была устроена выставка творческих работ детей, презентация альбома «Наша адресная книга».
Кроме того проведена итоговая беседа с детьми по теме проекта, подведены итоги нашей совместной работы. Дети делились своими впечатлениями и новыми знаниями.
На протяжении всего проекта у детей поддерживался интерес к происходящему. Каждый ребенок смог проявить себя. Так как именно дети были основными участниками проекта, воспитатели старались сохранить у них положительный эмоциональный настрой во всех видах деятельности на протяжении всего периода работы. Личностно-ориентированный подход воспитателей к каждому ребенку и мотивация их на успех дали детям почувствовать уверенность в своих силах и позволили нам добиться успехов в общем деле. Кроме того ребятам очень понравилась такая форма работы и мы с группой решили и в последующем использовать такой вид проектно-познавательной деятельности.