Проекты клубов домов культуры

Модульный дом культуры

Модульные дома культуры и сельские клубы возводятся в рамках реализации национального проекта «Культура» во всех регионах Российской Федерации, а также в рамках региональных программ строительства культурных объектов.

Сельские культурно-досуговые объекты массово возводились в послевоенный период и к настоящему времени в большинстве требуют капитального ремонта или реконструкции. Также за более чем полувековую историю произошло моральное и техническое устаревание таких зданий.

Строительство сельских домов культуры и клубов

Экономически и технически оправданным решением проблемы стало возведение блочно-модульных домов культуры в сельской местности.

Современные модульные здания досуговых центров сочетают в себе быстроту возведения, технологичность, функциональность, соответствие современным потребностям сельского населения. Они имеют многофункциональный зал (рассчитанный на 100 человек или более), кабинеты для сотрудников, помещения для занятий (кружковые), помещения библиотеки, фойе, а также технические помещения, санузлы и гардеробные.

Модульные культурно-досуговые учреждения в небольших населенных пунктах являются центрами притяжения всех групп населения, одними из наиболее посещаемых зданий. В этой связи актуально придание индивидуальности каждому зданию, как формирующему архитектурную и стилистическую среду населенного пункта. Модульные дома культуры позволяют реализовывать большое разнообразие архитектурных решений фасадов и кровли при использовании типовых проектов. Модульные здания домов культуры, имеющие одинаковую планировку, приобретают внешнюю неповторимость и индивидуальность, не свойственную типовым капитальным строениям.

Использование современных инженерных систем и их расположение в модульном здании позволяет увеличить площади кружковых, создавая полноценное пространство для хобби и отдыха. При этом типовое модульное здание досугового центра может подключаться к внешним инженерным сетям или иметь автономные (при отсутствии инженерных сетей в населенном пункте). Такое здание в любом случае будет соответствовать стандартам XXI века по уровню комфорта.

Читайте также:  Проект одноэтажного дома 8х9 с котельной

«Группой Ермак» накоплен значительный опыт возведения модульных зданий различного назначения. Для удовлетворения потребности населения сел и деревень в организации комфортного культурно-досугового пространства нами разработано несколько вариантов типовых планировок модульных домов культуры. Все проекты разработаны в соответствии с требованиями СП 118.13330.2012 “Общественные здания и сооружения”, и предназначены для организации сельских домов культуры, клубов, культурно-досуговых центров. Подобно другим модульным зданиям они имеют целый ряд преимуществ перед объектами капитального строительства.

Проекты клубов домов культуры

ТИПОВОЙ ПРОЕКТ СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ НА 100 МЕСТ

Стоимость: по запросу.
Общая площадь: 346,90 м2;
Полезная площадь: 325,47 м2;
Строительный объем: 1952,7 м3;
Площадь застройки: 409,3 м2;
Количество этажей: 1 эт.;
Продавец:

План 1-го этажа

План 1-го этажа (вариант с библиотекой)

Разрез 1-1

Разрез 2-2

I.СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ:

Общая сметная стоимость (в базовых ценах)- 1 650,861 тыс.руб.

5 конструктивистских клубов

От народного дома к дворцам культуры: рассказываем историю рабочих клубов, построенных в Москве, Ленинграде и Свердловске в годы

Рабочий клуб стал символом и манифестом новой, социально ориентиро­ванной архитектуры 1920-х, хотя появились эти заведения еще в конце XIX века. Рабочих, новых жителей быстро растущих индустриальных горо­дов, нужно было обеспечивать досугом: они не ходили в церковь, не имели образования и денег и угрожали общественной безопасности. Решением стали народные дома — Volkshaus, people’s house, maison du peuple и так далее. Первое такое учреждение возникло в Томске в 1882 году, а затем и в других российских и европейских городах. Эти благотворительные институции создавались местными национальными или религиозными общинами на собранные деньги или за счет спонсоров.

Народный дом не всегда строился заново. В предреволюционной Москве десятки таких домов открывались где придется, а с нуля был спро­ектирован и возведен только один народный дом — Введенский Здание построили в 1903 году, в 1947-м оно было перестроено. В разное время дом занимали различные учреждения, сейчас в нем располагается танцевально-концерт­ный зал «Дворец на Яузе». . Внутри размещался театр, часто самодеятельный, буфет (в Москве его обычно устраивало об­щество трезвости), библиотека-читальня, кружки для детей и взрослых, первые электротеатры (то есть кинотеатры), ремесленные мастерские для обучения детей и многое другое.

Введенский народный дом. Москва, 1913 год Wikimedia Commons

Богатые города — Брюссель, Цюрих, Санкт-Петербург — могли позво­лить себе привлечь к проектированию и строительству передовых архитекторов. Особенно известен в архитектурном мире народный дом, построенный в 1897 году в Брюсселе мастером модерна Виктором Орта (дом простоял до конца ).

Народный дом императора Николая II. Санкт-Петербург, 1900 год Библиотеки Петроградской стороны

Народный дом императора Николая II — крупнейший в России — был возве­ден в Санкт-Петербурге на Кронверкском проспекте из металлокон­струк­ций, сделанных для выставочного павильона Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде и пролежавших несколько лет на складе. В начале это здание переоформлял Казимир Малевич вместе с Анной Лепор­ской, известной сейчас в основном супрематическим фарфором Здание пострадало в пожаре 1932 года, пережило войну и множество перестроек и стоит до сих пор. .

С середины годов появляется и входит в моду новый термин — «рабочий клуб». Чаще всего так называют учреждение, которое существует при предприятии, а стройка финансируется за счет профсоюзных взносов. За разработку новых принципов проектирования берутся лидеры новой архитектуры — московские конструк­тивисты братья Веснины, Яков Корнфельд, Игнатий Милинис, Иван Леонидов, их творческий оппонент Константин Мельников, а также ленинградцы Александр Гегелло, Григорий Симонов и Андрей Оль. Уже к 1927 году строятся десятки новых зданий.

Большинство клубов помещались в двух соединенных друг с другом корпу­сах: театральном (зрелищном) и кружковом (клубном). Иногда был и третий корпус — спортивный. Конструктивистский метод предлагал разложить все необходимые помещения на участке в свободной асимме­тричной компонов­ке и облечь их в простые геометрические формы. С середины рабочие клубы снова переименовывают. В употребление входит более привычный нам термин — «дом (дворец) культуры». Во-первых, к тому времени целевой аудиторией этих учреждений были не только рабочие, во-вторых, клубы теперь привязаны к административно-территориальному делению и строят­ся в конкретных районах.

Игнатий Милинис, член ОСА Объединение современных архитекторов — самая многочисленная и влиятельная группировка архитекторов . Была основана в 1925 году и выступала под ло­зун­гами конструктивизма и функцио­нализма. , соратник лидера конструктивистов Моисея Гинзбурга, вместе с ним создавший дом Наркомфина, проектируя ДК завода «Серп и молот», определял задачу так:

«Клуб готовит и воспитывает активных пролетариев — участников социалистического строительства, самодеятельность которых должна широко разворачиваться в ряде организаций рабочего класса.
В условиях нэпа клуб фактом своего существования и всеми своими качествами должен стимулировать переход к социалисти­ческому обществу. Включая в себя максимум элементов наиболее прогрессивных форм быта, являясь действительностью, пропаган­дирующей социализм, он тем самым становится мощным рычагом в деле формации нового человека».

Самыми известными на исходе 1920-х стали проекты клубов Константина Мельникова, первыми заказчиками — профсоюзы, а места строительства выбирались поближе к промышленным зданиям или центрам новых районов и городов. Далеко не все заметные в архитектурном отношении рабочие клубы были построены конструктивистами, но именно их здания стали самыми известными в архитектуре русского авангарда.

Проект дома культуры

Проект дома культуры информирует об архитектурно-планировочном решении, несущих конструкциях, инженерных системах данного сооружения.
Для этого используются различные графические и текстовые документы. С их помощью можно детально изучить технологию возведения этого вида гражданских зданий. А также использовать типовой проект дома культуры для разработки нового, более современного.
Практически каждый подобный проект содержит информацию о:
— архитектуре здания;
— конструктивном решении;
— системе централизованного отопления;
— системе вентиляции;
— холодном и горячем водоснабжении;
— канализации;
— электроснабжении;
— системе пожаротушения и пожарного оповещения;
— системе сигнализации по охране и гражданской обороны;
— телефонизации и радиофикации.
Проект «Местный дом культуры» в деталях показывает каждый конструктивный узел какой-либо инженерной сети. Документы демонстрирует особенности зданий с помощью:
— генеральных планов и фасадов;
— поэтажных планов и планов зрительных залов;
— фундаментных и конструктивных схем;
— планов кровель и покрытий и т.д.
Помимо этого документация зачастую комплектуется дополнительными данными в виде:
— календарных планов, показывающих каждодневное выполнение строительных работ;
— строительных генпланов, регулирующих местоположение кранового оборудования, бытовок, проездов, материалов непосредственно на стройплощадке;
— технологическими картами, описывающими способы устройства кровель, работ по утеплению фасадов, ленточное и витражное остекление, бетонные и земляные работы и прочее.
Когда проектируется сельский дом культуры, проект предусматривает устройство отдельной механической приточной системы вентиляции и электрического оборудования, которое способно обеспечить все требования по пожарной безопасности. Так, в документе детально показываются:
— параметры приточных камер для зрительных залов и их отводы для помещений, предназначенных для кинопроекторов;
— схемы приточной вентиляции с механическим нагнетанием воздуха и защитными клапанами;
— месторасположение вытяжек и вентиляционного оборудования;
— вид и положение дефлекторов для поддержания микроклимата в отопительный период;
— схемы расположения силового электрооборудования и электрического освещения;
— приборы пожарного оповещения и насосное оборудования для пожаротушения;
— шкафные для учета электроэнергии и схемы распределительных сетей, включая точки подключения основного и резервного высоковольтного кабелей.
Если необходимо детально рассмотреть дом культуры, проект скачать можно быстро в программе «AutoCAD», потратив минимум усилий.

Как должен выглядеть современный сельский клуб

Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел — в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания — одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.

В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений. В один из таких клубов ходил в детстве и автор этих строк, и было это уже в 2000-х. Кинобудка, правда, уже в то время не работала, по субботам из полуживого магнитофона раздавались звуки музыки, призванные организовать «дискотеку», а сельская молодежь использовала клуб в качестве «перевалочного пункта» — всё основное «движение» происходило за зданием клуба, и характеризовалось оно одним ёмким словом: «Побухать«.

Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус «бюрократической отписки»: раз в селе есть клуб, значит в нем есть «социально-культурные объекты для населения». Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?

Да, клубы в деревнях и селах работают. Сотрудники этих домов культуры получают зарплаты, а вместе с ними и обязательства проводить культурно-массовые мероприятия для населения. Не будем кривить душой и обманывать себя — по большей степени это делается для галочки, но не для реального вклада в культурное развитие населения. Молодежь сейчас увлечена совершенно другими интересами, и её не затащишь в помещение с деревянным полом и музыкальным центром, даже если в нем проведен «евроремонт», чем так любят бравировать главы районов и сельских поселений. Более взрослое поколение тоже сидит по домам — концерты и кинопоказы давно перешли из кинобудок в экраны телевизоров. Интереса и мотивации «сходить вечером в клуб» нет ни у молодых, ни у старых. Единственные завсегдатаи этих «домов культуры» — подвыпившие селяне, для которых клуб — место, где можно погреться (зимой).

Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о «курсе на деурбанизацию» и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.

Запросы сельской молодежи

Чего хочет сельская молодежь? Возможно, ответ покажется странным — но она хочет того же, чего и городская. И первоочередное желание — коммуникации со сверстниками. Посредством танцев, совместных игр либо же распития алкогольных напитков и драк происходят эти коммуникации — это уже, как раз, вопрос социально-культурный. Зависит он от среды и от того, что эта среда молодежи дает. Если у городской молодежи есть такие варианты вечернего досуга, как сходить в кино либо посидеть с друзьями в кафе-пиццерии, то для сельской варианты менее прозаичны — сидеть дома либо идти «за клуб».

Задача «возрождения» социально-культурной роли сельского клуба состоит в том, чтобы по возможности максимально перенести реалии городского досуга на тело сельского клуба. Вычеркнуть из программы то, что является атавизмом, пережитком прошлого. Например — дискотеки. Дискотека в сельском клубе — это от силы человек десять, девять из которых пьяны. С учетом текущего количества населения в деревнях и селах, сама идея сельских дискотек изжила себя. Молодежи нужно как можно больше сверстников вокруг. Сейчас дискотеки сосредоточились в районных центрах. Опять же, реалии XXI века — у значительного количества молодых людей есть автомобили. По крайней мере один на компанию из 3-4-х человек находится. Пусть даже отцовский. И эта компания лучше проедет 10-15 километров до райцентра, где на дискотеку собралось человек сто, чем останется сидеть в сельском клубе, где народу едва ли наберется с десяток. В сельских клубах дискотеки не нужны.

А что же нужно? Совместный просмотр кинофильмов я уже отметал выше — во-первых, телевизоры есть практически у каждого, во-вторых, оборудование для просмотра фильмов есть далеко не в каждом клубе и, в-третьих, в эпоху авторских прав коллективный просмотр киноновинок может влететь в копеечку для заведения. То есть танцы и фильмы мы отметаем. Что остается?

Остается вернуться к изначальному смыслу английского слова «клуб» (club) — место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер. Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодежной среде «антикафе», где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке.

Почему в Белгороде так популярны кофейни? Неужели потому, что выросло целое поколение «гурманов и ценителей» настоящего вкуса кофе? Отнюдь. Кофейни и антикафе стали интересным и популярным местом проведение совместного культурного досуга, это и есть «клубы» XXI века. Поэтому — да, если утрированно — сельский клуб должен взять за основу своего устройства модель современных «антикафе».

Организация пространства клуба

Итак, основная цель, которую мы ставим перед помещением «современного клуба» — комфортное размещение населения для проведения досуга. Какую задачу должно решать это помещение? Время работы клуба — вечер. К этому моменту школьники заканчивают обучение в школе, взрослые возвращаются с работы. Самая первая целевая аудитория — это молодежь. Клуб должен предлагать этой категории населения достойную альтернативу прозибанию перед экранами телевизоров или бесцельному блужданию по подворотням.

В основном зале нашего клуба должны разместиться кресла (диваны) с журнальными столиками между ними. Вокруг одного такого столика смогут собраться до шести человек. Здесь компания может поиграть в настольные игры («мафия», «элиас», «активити», «свинтус», «монополия», даже классические шахматы — сейчас тысяча их, и они являются достойной заменой алкогольному застолью — проверенно на собственном опыте многократно!), почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука — я пересказываю вам всё то, чем молодежь занимается в городских заведениях подобного формата.

Рядом с основным залом расположена детская игровая комната. Она может быть отделена от основного зала прозрачной перегородкой по типу пластиковых окон — с одной стороны, детский шум и визг не проникает в основное помещение и не отвлекает взрослых, с другой стороны родители всегда видят, чем занимаются их ребятишки.

Обязательно в клубе наличие туалета (да, сейчас их в подавляющем большинстве случаев нет). Во-первых, дети — это дети. Во-вторых. хм, да неужели в 2014-м году еще нужно приводить аргументы в пользу наличия туалета в общественном заведении.

Рядом с детской комнатой и туалетом должна быть небольшая комната-«кухня», как я её назвал. Здесь, опять же, принцип «антикафе» — любой желающий может налить себе чашку чая и перекусить печеньем. Люди могут приносить сюда пакетики чая из дома и что-нибудь сладкое. Соглашусь, что первое время это будет чем-то диковинным и отчасти немыслимым — но сознание людей способно меняться под влиянием примера окружающих (меняться как в хорошую сторону, так и в плохую). Людям нужно показать, что это — реально, что это так же естественно, как принимать гостей у себя в доме, как пить чай у себя на кухне. В деревнях практически все друг друга знают — просто за отсутствием консолидирующих моментов все привыкли жить разобщенно, по принципу «моя хата с краю». Совместное проведение досуга, совместная покупка чая для вечерних посиделок — это ли не шаг в сторону формирования «солидарного общества»?

В помещении клуба должен быть кабинет заведующего. Ведь работа заведующего — это не только «открыть клуб, включить музыку, выключить музыку, закрыть клуб». Это еще и отчеты (куда без них!), планирование работы, прочее, прочее.

Техническое помещение — это комната для коммуникаций. Счетчики воды, света. Система отопления. По площади (да и по структуре) помещение сельского клуба должно быть похоже на большой и уютный жилой дом — в соответствии с этим должны быть обеспечены и все коммуникации.

Еще одну комнату на схеме ниже я назвал «конференц-зал». За громким иностранным словом скрывается помещение, суть которого — большой стол и стулья вокруг. Здесь можно собраться большой компанией для какой-либо дискуссии, презентации, совещания, да и просто задушевного разговора за чашкой чая. Днем здесь могут проходить мастер-классы (или, говоря родным языком, «творческие кружки»), вечером — собираться компании старшей возрастной категории. Играть в домино или обсуждать последние деревенские новости за посиделками — и не отвлекаться на шум из соседнего зала.

Схематично всё вышеописанное выглядит так:


Главный мотив «нового сельского клуба» — собрать людей под одной крышей, предоставить им комфортное место для общения и проведения досуга, позволить им почувствовать себя «как дома». Это площадка, призванная вернуть людям в селах то, что утрачено уже не одно десятилетие — чувство единства, общности. Это не формальная «отписка» об успешной работе социально-культурного кластера на селе — это источник культуры и среда комфортного развития социума.

Организация досуга населения

Основа успешного функционирования подобного заведения, особенно на первых порах, когда это будет «в диковинку» для большинства посетителей — четкое регламентирование правил поведения и осознание меры ответственности каждого посетителя за помещение. Нет больше принципа «Всё вокруг колхозное — всё вокруг моё», и если ты что-то поломал или украл, то понесешь соответствующую материальную или уголовную ответственность. Пришел в заведение с паспортом, распишись у заведующего, что «С правилами поведения ознакомлен, меру ответственности сознаю» — а далее пользуйся всей «инфраструктурой» на здоровье.

А теперь давайте рассмотрим схему функционирования «нового сельского клуба» на конкретном, пусть и гипотетическом примере.

Я — молодой специалист, который переехал в сельскую местность со своей семьей. В плане жилья сейчас в Белгородской области существует несколько хороших программ для молодых семей, поэтому будем считать, что жильем мы обеспечены. В плане трудоустройства на селе тоже работает ряд областных программ, на крайний случай считаем, что супруга работает в социальной сфере, а я развиваю собственный бизнес по программе поддержки малого предпринимательства. На территории сельского поселения есть и детский сад, и школа — пока родители работают, дети тоже при деле.

Вечер. Работа окончена. Домашние хлопоты тоже разрешены. Возникает вопрос о досуге. Придя в сельский клуб мы встречаемся с друзьями — скажем, семьей моего одноклассника, который тоже живет в этом селе. Взрослые, то есть мы, садимся за один из столиков и общаемся на интересующие нас темы, а маленьких детей можно отправить развлекаться в детскую комнату. Я четко знаю, что у ребенка здесь есть развлечения не хуже, чем в белгородских заведениях вроде «Лукоморья» или игровой зоны в каком-нибудь «Мега-Гринне». В помещении есть Wi-Fi (Ростелеком, насколько я знаю, в настоящее время проводит высокоскоростной Интернет во все населенные пункты области — по крайней мере в моей деревне Интернет уже года полтора, как появился), и я по привычке обновляю ленту новостей в какой-нибудь из социальных сетей. А, может быть, даже и пишу какой-нибудь пост в блог.

Я могу встать и заварить себе чашку чая (конечно же принес с собой целую упаковку, да еще и с печеньем!). За соседним столиком сидят мальчишки постарше и что-то рисуют в своих раскрасках. В соседнем «конференц-зале» водитель школьного автобуса о чем-то бурно дискутирует с компанией друзей. Тем не менее, я могу быть спокоен за уши окружающих детей — в клубе четко действует правило трех НЕ: не пить, не курить и не материться.

И, главное, мы все не чувствуем ущербности в том, что это — сельский клуб. В эпоху глобализации границы просто обязаны стираться, и по-хорошему не должно быть разницы, сидим ли мы в сельском клубе или каком-либо заведении областного центра.

Да, я не считаю всё вышеописанное утопией. Это все может быть реальностью. Главное — захотеть.

По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб «с нуля», то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной «коробки» площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во «внутреннее содержание» клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.

С коммерческой точки зрения эти деньги невозможно будет «отбить». Однако социальная сфера — не то поле, на котором растут деньги. Здесь произрастает куда более важное со стратегической точки зрения зерно — культура общества, его консолидирующая идея, потенциал для реализации роста и развития людей.

Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс «деурбанизации» в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.

Оцените статью