«Шаг за шагом» (Программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.
Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.
Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.
Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.
Накопленный специалистом опыт работы с детьми – сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
- Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
- Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
- Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.
Целевая группа:
Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.
Формы работы:
Методы работы:
- Тренинг
- Тестирование
- Профдиагностика
- Собеседование
- Наблюдение
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальное обеспечение:
- Помещение для занятий;
- Техническое оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и телевизор);
- Доска, мел, канцелярские товары.
Кадровое обеспечение программы:
- Ведущий специалист программы – педагог-психолог ГООУ ЦПМСС.
- Специалисты образовательного учреждения – социальный педагог, психолог.
- Наличие у ведущего специалиста программы психологического образования.
- Для эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.
Реализация программы:
Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.
Продолжительность занятия: 1,5 часа.
Количество участников: 15–20 человек.
Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:
- Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
- Формирование группы подростков, желающих участвовать в программе из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
- Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов – психологическая группа.
- Социально-психологическое сопровождение выпускников детских домов (консультирование специалистами центра, поддержка, работа по запросу).
Этапы программы
- Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
- Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
- Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
- Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
- Реализация системы занятий по программе.
- Совместный анализ занятий со специалистами образовательного учреждения, принимающими участие в реализации программы.
- Диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы.
- Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
- Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
Направления в работе с выпускниками
Направление в работе
Краткое содержание работы
Формирование Я-концепции
Моё «Я» как внутренний мир.
В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция.
Правовая ориентация
Перечень документов, которые необходимы выпускнику.
Валеологическая ориентация
Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи.
Социально-бытовая ориентация
Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях.
Профессиональная и трудовая ориентация
Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица.
Семейная ориентация
Роль семьи в жизни человека. Любовь.
Финансово-экономическая ориентация
Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия.
Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.
Для определения уровня успешности постинтернатной адаптации будут использоваться следующие показатели:
- Уровень развития социальных навыков.
- Уровень развития социального поведения выпускника – фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовывать внутренний потенциал личности или не позволяющий сделать это.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:
- Умение управлять своим эмоциональным состоянием.
- Овладение подростками навыков самопознания и самопринятия.
- Выработка навыков коммуникативной культуры.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Социально-психологическая диагностика, комплексная методика оценки социальной компетенции.
Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая для обследования состоит из 2 основных методик:
- «Изучение уровня развития социальных навыков».
- «Изучение социальных сетей».
Методика была разработана в Центре социологии образования РАО Д.Н. Хломовым, С.А. Баклушинским и О.Ю. Казьминой. В настоящее время она является базовой для построения тренинговых технологий в работах по социальной адаптации лиц с нарушениями социального поведения.
Модификация методики применительно к выпускникам образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, проведена Г.В.Семья и Ю.С.Смирновой.
Проект для воспитанников детского дома, учащихся 8–9 классов «Мы журналисты»
елена уфимцева
Проект для воспитанников детского дома, учащихся 8–9 классов «Мы журналисты»
Проект «Мы журналисты»
Выпускники, выходя из детского дома должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Им предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе профессии, общении с людьми, раскрытии себя, как личности, поэтому необходимо найти новые творческие формы работы с воспитанниками выпускных классов, которые позволят преодолеть именно эти проблемы социализации детей. Для этого как нельзя лучше подходит серьезная игра в журналистов. Почему? Всем известно, что эта профессия соприкасается с представителями разных профессий как никакая другая в мире. Поэтому, воспитанники, «играя» в журналистов могут познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, вести диалог, развить речевые навыки и творческое начало в своей личности. Организация конкурсов, выставок увлекает детей и создает условия для формирования интереса к трудовой деятельности, а также развивает творческие и познавательные способности. Участие в данном проекте позволит раскрыть юные дарования, истинные увлечения каждого ребенка. Проведенные экскурсии в рамках этого проекта позволят развить трудовую активность воспитанников..
Цель проекта:
Усовершенствование существующих и внедрение инновационных форм и методов работы с воспитанниками 8-9 классов по воспитанию основных социальных компетенций и профессиональному самоопределению через журналистскую деятельность.
Задачи проекта:
1. Развитие трудового сознания, трудовой активности, нравственных качеств, эстетической воспитанности, творческих и литературных способностей.
2. Формирование межличностных отношений.
3. Получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культурных ценностей. Знакомство с результатами труда людей различных профессий. Знакомство с творчеством сверстников. Овладение трудовыми навыками, первоначальными конструкторскими, художественно-оформительскими навыками.
4. Обучение планированию деятельности, оценки своей деятельности и деятельности своих сверстников.
5. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановке вопросов, владению диалогической и монологической речью, умению выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных делах, поиске и сборе информации.
Участники проекта:
Воспитанники Детского дома№8 города Комсомольска-на-Амуре, обучающиеся в 8-9 классах общеобразовательной школы не более 8 человек.
Реализация проекта.
1 этап. «Знакомство с профессией журналиста.»
дата проведения Название мероприятия Цель
проведения Форма проведения Место проведения и
Январь 2017г. «Редакция, открой дверь!» Ознакомление с профессией журналиста, технологиями производства печатной продукции, обобщение функционала работников издательства, непосредственное живое общение с представителями редакции. Экскурсия МУП Редакция газеты
Директор Солин Вадим Алексеевич
Специалисты СПС Детского дома №8
Январь-февраль 2017 Профессия-журналист Ознакомление с главными заповедями, правами и обязанностями, профессионально-этическими нормами журналиста. Просмотр и обсуждение презентации Специалисты СПС Детского дома №8
2017г. «Окно в неизведанное» Ознакомление с профессиями, связанными с телевидением, технологиями создания телевизионных проектов, общение с представителями телевизионной компании.
Обучение сбору информации для написания заметки о представителях телевизионной компании. Экскурсия, пробы пера ООО «РТВ ГРУПП»
Директор Романова Елена Витальевна
Специалисты СПС Детского дома №8
Март 2017 «Журналисты» Обучение коммуникативному общению, умению «брать» и «давать» интервью, работать в группе, писать небольшие заметки и статьи для стенгазеты и. т. д. «Сюжетно-ролевая игра» Специалисты СПС
Воспитатели
2017г. «Радио- мы тебя слушаем» Ознакомление с профессиями радиостанций «Европа плюс», «РетроFM»,» Шансон» с технологиями созданий радиопередач.
Обучение умению правильно подготовиться к интервью с интересными людьми. Экскурсия- практикум
АО «Русский Восток» Директор Барышев Вячеслав Петрович
Специалисты СПС Детского дома №8
2 этап. «Деятельностный»
дата проведения Название мероприятия
проведения Форма проведения Место проведения и
«Все профессии важны» Овладение трудовыми навыками, первоначальными конструкторскими, художественно-оформительскими навыками Практикум
Создание стен газеты Детский дом № 8
Воспитатели
«Запечатлев момент!» Получение знаний о труде, профессиях, видах творчества, о красоте, об основных правилах качественного фотографирования, развитие у воспитанников эстетической воспитанности, творческих способностей, умение оценивать свой труд и труд сверстника. Выставка фотографий,связанных с трудом человека Детский дом 8
Воспитатели
«О профессиях узнать никогда не рано» Овладение трудовыми навыками, первоначальными конструкторскими, художественно-оформительскими навыками, умение участвовать в коллективных творческих делах, вести поиск материала для изготовления книжечек. Изготовление книжек-малышек для детей начального школьного звена по профессиям Детский дом 8
Воспитатели
2017 «Учимся создавать!» Обучение формированию списка вопросов для интервью, умению распределять обязанности в команде, обобщать материал, писать грамотные, содержательные статьи, оформлять статьи фотографиями и т. д. Подготовка материала для создания журнала о профессиях Специалисты СПС
воспитатели
3 этап «Создаем своими руками».
дата проведения Название мероприятия
проведения Форма проведения Место проведения и
Сентябрь 2017 «Заметка, интервью, репортаж –сами» Ознакомление воспитанников с разнообразием жанра в профессии журналиста, обучение самостоятельности, принятию решений, выполнению несложных творческих заданий и испытывать гордость за результаты своего труда Ознакомление с жанром, проведение встреч, экскурсий, проба пера, оформление представление Специалисты СПС
воспитатели
Место проведения по договоренности
Октябрь 2017 «Экскурсии нам помогут» Обучение умению накапливать и обобщать информацию полученную на экскурсиях, творческому мышлению, совершенствование навыков в составлении заметок, статей и т. д. экскурсии
Объекты для проведения экскурсий:
(по предварительной договоренности)
сентябрь 2017- январь 2018г «Приходите в гости к нам» Обучение умению вступать в диалог, задавать вопросы, используя заданные алгоритмы; слушать собеседника, поддерживать беседу, делать выводы, благодарить собеседника, обобщать увиденное и услышанное в своих заметках и статьях. Встреча с интересными людьми. Представителями разных профессий Детский дом 8
воспитатели
2017 «Задания для журналистов» Обучение формированию списка вопросов для интервью, умению распределять обязанности в команде, обобщать материал, писать грамотные, содержательные статьи, оформлять статьи фотографиями и т. д. Подготовка материала для создания журнала о профессиях Специалисты СПС
Воспитатели
Место проведения по договоренности
Январь-февраль 2018г «Мы журналисты» Формирование положительной самооценки, умение радоваться своим успехам и успехам сверстников по команде, гордиться результатом своего труда и общего дела Видеофильм или презентация «Мы – журналисты», составленный по заметкам, рисункам и фотографиям, интервью сделанным воспитанниками.
Воспитатели
Воспитанники- участники проекта
В процессе реализации проекта у 10-12 воспитанников повысится уровень социальной компетенции,способствующей их успешной адаптации в обществе через овладение социально-психологическими знаниями и отработаются основные социальные навыки : коммуникативность, трудовая активность, творческое начало, умение сотрудничать, планировать свою деятельность, которые необходимы для профессионального выбора и для дальнейшей жизни в обществе.
Руководитель СПС Уфимцева Е. Е.
Развивающая программа для воспитанников детского дома «Всё начинается с семьи» Программа, по которой я работаю — семейное воспитание в условиях детского дома «Всё начинается с семьи». Семейное воспитание детей в условиях.
Доклад «Особенности организации дня рождения воспитанников в условиях детского дома-интерната» «Особенности организации Дня рождения с воспитанниками в условиях детского дома-интерната. » Исследования психологов и педагогов в области.
Классный час для учащихся начальных классов «Моя малая Родина» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» Классный час Подготовила:.
Классный час с презентацией, посвящённый Дню Конституции, для учащихся начальных классов МБОУ Багаевская СОШ № 2 Учитель начальных классов Качалина Валентина Васильевна Тема: Поговорим о Конституции. Цели: 1. воспитывать уважение.
Логопедическая викторина для учащихся 1–2 классов Выполнили: учитель-логопед Назарова В. В., учитель-логопед Чернеева Я. А. МКОУ «школа-интернат №10», г. Нижний Новгород Логопедическая викторина.
Педагогический проект «Дари добро» для 7–9 классов воспитанников детского дома Проект «Дари добро» Актуальность: Анализ работы детского дома показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей.
Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома Введение Одной из глобальных проблем российского общества нашего века стало увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей и.
Сценарий праздника ко Дню матери для учащихся 3 классов Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Нам очень приятно видеть вас всех в этом зале! Особенно приятно видеть здесь мам наших, любимых и.
Сценарий интеллектуальной игры «Планета Знаний» для учащихся 3,4 классов Коллективный творческий проект «Планета Знаний», 3 класс. Учитель: Краснобаева М. А. Этапы проектирования: 1. Исходный. Разработка основных.