- Жалобы граждан на содержание жилых домов
- Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации
- О вопросах жилищно-коммунального хозяйства, а также вопросах, связанным с поведением людей в жилых домах и на придомовыхтерриториях, не входящих в компетенцию органов Роспотребнадзора
Жалобы граждан на содержание жилых домов
Волгоградская область , 16.04.2014 г.
Наш дом — наша крепость, наш причал, наша гавань, и каждому нормальному человеку хочется, чтобы его дом был чистым, уютным, теплым и светлым, чтоб радовал, когда мы в него входим и когда покидаем его.
Однако, при содержании и эксплуатации жилых домов у жителей зачастую возникают претензии и жалобы на действия или бездействие управляющих компаний, подрядных организаций по поводу которых они (жители) обращаются в надзорные органы.
Что нужно помнить жильцам дома при возникновении таких ситуаций?
При направлении жалобы в надзорные органы следует помнить, что в соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, и специалисты чаще всего не имеют возможности немедленно выехать на место по жалобе гражданина.
По факту обращения сначала должно быть возбуждено административное расследование или согласована с прокуратурой внеплановая проверка, а это требует определенного времени.
Каждый из надзорных органов рассматривает обращения в рамках своей компетенции и не имеет права рассматривать заявления, выходящие за рамки его полномочий.
Вопросы технического состояния зданий, их содержания, обоснованности начисления платы за услуги находятся в компетенции государственной жилищной инспекции. В соответствии со ст. 1 Закона Волгоградской области от 10 января 2014г. N 12-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора», часть полномочий инспекции передана органам местного самоуправления городских округов Волгоградской области, в частности, в части осуществления надзора за соблюдением требований жилищного законодательства при выполнении работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. То есть, жителям городов Волгоградской области с жалобами по этим вопросам можно обращаться в администрации городских округов. Жалобы жителей сельских поселений на неудовлетворительное содержание и несвоевременный ремонт жилья рассматривает по-прежнему жилищная инспекция.
Службой Роспотребнадзора рассматриваются обращения граждан на нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Гигиенические требования к содержанию жилых домов изложены в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Данными санитарными правилами регламентируются вопросы содержания придомовой территории многоквартирного дома, размещения объектов общественного назначения в жилых домах, требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений, к естественному и искусственному освещению, уровням шума, вибрации, электромагнитных полей, текущему содержанию жилых зданий, удалению отходов и другие вопросы.
В службу Роспотребнадзора чаще всего поступают обращения граждан с жалобами на затопление подвалов многоквартирных жилых домов, наличие грызунов и насекомых в жилом доме, в холодный период года — на низкую температуру воздуха в квартире и плохой прогрев батарей отопления и др.
В холодный период года жителей зачастую не устраивает температура воздуха внутри жилых помещений. Причины могут быть разными — низкая температура теплоносителя при вводе в жилой дом, плохая промывка системы отопления перед началом отопительного сезона, наличие препятствий внутри трубопроводов, воздушные пробки в батареях отопления и т.п. Для устранения препятствий в системе отопления чаще всего достаточно выполнить промывку сетей специалистами эксплуатирующей жилой дом организации. Регулировку температуры подаваемой воды по вашей заявке в УК выполнит ресурсоснабжающая организация. Обычно, после получения заявки все работы проводятся слесарем подрядной организации в течение 1 дня, иногда для регулировки оборудования ресурсоснабжающей организацией требуется до 3 дней.
В соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.2.2645-10 допустимая температура воздуха в жилых помещениях квартир в холодный период года должна составлять не менее 18 градусов Цельсия.
Затопление подвалов многоквартирных жилых домов питьевой, горячей водой возникают в результате аварий на сетях водоснабжения, порывах трубопроводов, расположенных в подвале жилого дома. Затопление подвалов хозяйственно-фекальными сточными водами происходит зачастую из-за засорения трубопроводов систем канализации жилого дома самими жильцами, попадания в систему канализации посторонних предметов (тряпки, остатки продуктов, средства гигиены и др.). В этом случае — сброс канализационных стоков в подвал через аварийные выпуски — вынужденная мера, в результате которой предотвращается попадание сточной воды в квартиры жильцов первых этажей через санитарно-технические приборы.
В этом случае необходимо срочно обратиться в управляющую компанию с заявкой для проведения откачки стоков и дезинфекции подвала. Обычно управляющие компании немедленно реагируют на такие заявления и устраняют аварийные ситуации.
При появлении грызунов и насекомых в местах общего пользования жилого дома также необходимо сразу сообщить об этом управляющей компании для привлечения специализированной организации, способной выполнить дератизацию и дезинсекцию. В соответствии с заключенными с жителями договорами, управляющая компания несет ответственность только за содержание мест общего пользования жилого дома, в связи с этим, обработка собственных жилых квартир от насекомых должна проводиться жителями самостоятельно или по отдельному договору со специализированной организацией.
Довольно часто при рассмотрении обращений граждан выясняется, что в управляющую компанию при появлении каких-то проблем в жилом доме жители даже не обращались, предпочитая сразу отправить жалобы в надзорные органы. Зачастую приходится сталкиваться с недоумением представителей управляющих и подрядных организаций, когда они узнают о таких фактах. И их утверждения о том, что все проблемы давно были бы уже устранены, кажутся в таких случаях обоснованными.
Конечно, при систематических или длительно неустраняемых нарушениях при эксплуатации жилых домов необходимо обращаться в надзорные органы для принятия мер административного воздействия к управляющей компании. Но, чаще всего, для того, чтобы в квартире стало тепло или был очищен и просушен подвал достаточно обратиться в свою управляющую или подрядную организацию. Название управляющей компании и контактные телефоны всегда указываются в квитанции или счете на оплату услуг.
Еще одна проблема, с которой часто обращаются граждане — это жалобы на неправильные, с их точки зрения, действия своих соседей по дому (содержание животных в квартире, загрязнение и захламление собственных жилых помещений, шум и т.д.). Необходимо отметить, что такие жалобы службе Роспотребнадзора очень трудно бывает рассмотреть, так как эти вопросы не регламентированы действующими санитарными правилами.
В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 ФЗ от 30.03.99г., должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут посещать жилые помещения граждан в целях обследования их жилищных условий только с их (граждан) согласия. Обычно жители квартир, на хозяев которых жалуются, такого согласия не дают.
В связи с этим, чаще всего, такие вопросы могут быть решены только в судебном порядке в рамках Гражданского Кодекса.
Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации
Размещен: 12.11.2012 г.
В связи с многочисленными обращениями граждан и организаций по вопросам применения СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» с изменениями от 27 декабря 2010 г. (далее – СанПиН 2.1.2.2645-10), Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает следующее.
СанПиН 2.1.2.2645-10 введен в действие с 15 августа 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, зарегистрирован в Минюсте России 15 июля 2010 года № 17833.
В соответствии с Изменениями №1, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2010 N 175, из СанПиН 2.1.2.2645-10 исключены пункты 4.3, 7.4, а также второй абзац пункта 3.8.
Согласно п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, производственные объекты, а также автостоянки. Данное требование регламентирует размещение новых объектов, но не распространяется на временно размещаемые объекты. Вместе с тем, существующие объекты не должны ухудшать условия проживания населения. Объекты торговли и общественного питания разрешается размещать на первых этажах жилых зданий при условиях соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям. Кроме того, помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания.
Придомовая территория является принадлежностью многоквартирного жилого дома, ее режим регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации. При строительстве микрорайонов зонирование придомовой территории возможно проводить для нескольких жилых домов, имеющих единые площадки отдыха, игровые, спортивные, хозяйственные площадки, гостевые стоянки автотранспорта и зеленых насаждений.
В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 по внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта. То есть, придомовую территорию нельзя использовать для объезда и проезда.
Понятия «двор жилого здания», «дворовая территория»следует рассматривать, как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
Согласно п. 3.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 в подвальных и цокольных этажах жилых домов допускается устройство встроенных и встроенно-пристроенных стоянок для автомашин и мотоциклов при условии герметичности потолочных перекрытий и оборудованием устройства для отвода выхлопных газов автотранспорта. Размещение вышеназванных стоянок на этажах выше планировочной отметки земли СанПиН 2.1.2.2645-10 не регламентируется.
Станции технического обслуживания и мойки автомобилей и мотоциклов не могут быть размещены в жилых зданиях, так как требуют организации санитарно-защитной зоны в соответствие с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
СанПиН 2.1.2.2645-10 регламентирует наличие лифтов в жилых зданиях выше пяти этажей. Количество и грузоподъемность лифтов определяется строительными нормами и правилами.
Согласно п. 3.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 не допускается размещение машинного отделения и шахты лифтов, мусороприемной камеры, ствола мусоропровода и устройства для его очистки и промывки, электрощитовой над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними. Данное положение регламентирует требования к строительству новых объектов. В то же время, размещение электрощитовых в уже существующих строениях зачастую противоречит п. 3.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 и, с учетом технического состояния используемого электрооборудования, может приводить к несоответствию условий проживания санитарным нормам. Одновременно следует обратить внимание на параметры безопасности электрощитовых вновь возводимых сооружений и дифференцированно подходить к вопросу возможности применения типовых проектов строительства.
В соответствии с п. 4.10 концентрация химических веществ в воздухе жилых помещений при вводе зданий в эксплуатацию не должна превышать среднесуточных предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, установленных для атмосферного воздуха населенных мест, а при отсутствии среднесуточных ПДК не превышать максимальные разовые ПДК или ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ). При этом, в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Роспотребнадзор не осуществляет надзор за строительством жилых зданий и вводом их в эксплуатацию.
Нормы освещенности придомовых территорий, оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий, допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых зданий, предельно допустимые уровни вибрации в помещениях жилых зданий, предельно допустимые уровни инфразвука на территории жилой застройки и в жилых зданиях, допустимые уровни электромагнитных полей диапазона частот 30 кГц — 300 ГГц для населения (на селитебной территории, в местах массового отдыха, внутри жилых помещений), а также допустимая напряженность магнитного полядолжны удовлетворять нормативам действующего санитарного законодательства, которые представлены в приложениях 1-7 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Согласно п. 5.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 все помещения жилых зданий должны быть обеспечены общим и местным искусственным освещением. В соответствии с п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, опасных химических веществ, загрязняющих воздух, к ком относится и ртуть. Использование для обеспечения освещением жилых зданий энергосберегающих источников света, содержащих в своем составе ртуть, в дальнейшем, при бесконтрольном обращении и отсутствии должной утилизации, может привести к увеличению риска химического (ртутного) загрязнения в жилых зданиях, помещениях и на прилегающих территориях. Вопросы обращения и утилизации источников света, содержащих в своем составе ртуть, должны находиться на контроле в Управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Следует информировать население и местные органы управления о недопущении использования мусоропровода и/или контейнеров и другие емкостей, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора для сбора отработанных источников света, содержащих в своем составе ртуть.
Дополнительно обращаем Ваше внимание на то, что вопросы государственной экспертизы проектов строительства и отвода земельных участков под строительство не относятся к компетенции Роспотребнадзора.
О вопросах жилищно-коммунального хозяйства, а также вопросах, связанным с поведением людей в жилых домах и на придомовыхтерриториях, не входящих в компетенцию органов Роспотребнадзора
СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (с изменениями и дополнениями) устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Нарушение данных требований неминуемо ведет к жалобам со стороны жителей.
Ввиду того, что большая часть обращений, поступающих в адрес Управления Роспотребнадзора по Калужской областии его территориальных отделов, по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, а также по вопросам, связанным с поведением людей в жилых домах и на придомовых территориях, не регламентируется требованиями санитарного законодательства и не относится к компетенции органов Роспотребнадзора Управление Роспотребнадзора по Калужской области дополнительно информирует о перечне вопросов,решение которых не входит в компетенцию органов Роспотребнадзора.
Приведем примеры основных вопросов, с целью рассмотрения которых граждане ошибочно направляют обращения в Управление Роспотребнадзора по Калужской области и его территориальные отделы в районах, не уполномоченные на их решение:
— содержание домашних животных, обращение с животными;
— распитие алкогольной продукции в местах общего пользования жилых домов, общественных местах, нарушения общественной безопасности и правопорядка;
— порядок признания жилых домов непригодными для проживания;
— необоснованное начисление платежей за коммунальные услуги;
— вопросы загрязнения атмосферного воздуха (при условии отсутствия точной информации об источнике загрязнения воздуха), экологический мониторинг состояния атмосферного воздуха;
— затопление квартиры соседями;
— жалобы на соседей по дому (мусор, шум и т.д.);
— переустройство, перепланировка помещений в жилых домах, в том числе нежилых помещений;
— использование и содержание жилых помещений в многоквартирных домах;
— нарушение правил предоставления коммунальных услуг;
— обустройство игровых детских площадок в жилом секторе или в зонах рекреаций;
— содержание зеленых насаждений на территории жилой застройки;
— проведение благоустройства, техническое состояние малых форм, размещение некапитальных объектов на придомовой территории;
— перевод квартир в нежилой фонд, признание квартир непригодными для проживания;
— вопросы ветхости, физического износа, аварийности, технического состояния жилых зданий и помещений (промерзание панелей, сырость, грибок, затопление подвалов, неудовлетворительное состояние санитарно-технических коммуникаций, работа системы вентиляции, пожары, заливы помещений, посторонние запахи), благоустройства жилых зданий, захламленности, неудовлетворительного содержания квартир, проведения капитального и текущего ремонта жилого дома;
— организация работ по отлову безнадзорных животных;
— незаконное проживание мигрантов;
— обращения на размещение и функционирование гостевых автостоянок жилых домов;
— внешнее комплексное благоустройство территорий населенных пунктов, состояние дорожного покрытия магистралей, улиц, тротуаров и дворовых территорий, содержание деревьев (сухостойные и аварийные деревья), содержание газонов;
— владение земельными участками, их распределение и использование;
— вопросы соблюдения норм площади на одного человека, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, в многоквартирных жилых домах;
— обращения в отношении шума, обусловленного поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры, игра на музыкальных инструментах, применение пиротехнических средств, громкая речь и пение, выполнение гражданами каких-либо бытовых работ, проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкое закрывание дверей при отсутствии доводчика и т.п.), подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации, аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами (в том числе при уборке снега и льда), обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений, проведением массовых мероприятий, богослужений и других религиозных обрядов;
— звукоизоляция по мещений, техническое состояние межэтажных перекрытий, контроль в сфере использования и сохранности жилищного фонда, соблюдение правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также принятие решений о согласовании переустройства или перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах либо отказе в нем.
Обращение по данным вопросам в адрес Управления Роспотребнадзора по Калужской области и его территориальных отделов в районах приводит к отсрочке в решении проблемы, так как сотрудники Управления вынуждены перенаправлять ошибочно направленные в адрес Управления обращения граждан в полномочные для их рассмотрения органы государственной власти.
Версия для печати | Версия для MS Word | Санитарный надзор |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта |