Схема большого зала балтийского дома

Отзыв: Театр «Балтийский Дом» (Россия, Санкт-Петербург) — Потрясающий образец сталинского неоклассицизма + акция «все билеты на любое место по 500 рублей»!

Волна ностальгии захлестнула меня настолько сильно во время похода в Мюзик-Холл (предыдущий отзыв — здесь), что следующий и вполне ожидаемый поход на спектакль в стены соседнего «Балтийского дома» прошёл абсолютно в той же струе! Но уже с большим-пребольшим знаком «+»!

Потому что театр-фестиваль «Балтийский дом» представляет собой лучшую часть архитектурного творения по адресу «Александровский парк дом 4».

Для гостей города и жителей, ещё не успевших исследовать этот хитрый уголок Петроградской стороны, расскажу, что все здания, протянувшиеся от метро «Горьковская» до углового дома рядом с Ленинградском зоопарком, находятся по одному и тому же адресу, но различаются корпусами:

1. Первым зданием от метро идёт кафе-ресторан, постоянно меняющий своих хозяев.

2. Вторым идёт кинотеатр «Великан-парк», совмещённый с торгово-развлекательным комплексом.

3. А следом за ними располагается большое представительное здание, одновременно вмещающее в себя сразу три интереснейших заведения:

А все вместе они под одной общей крышей оказались по одной простой причине — потому что так изначально и планировалось. С декабря 1900 года до пожара в 1932 году здесь располагался «Народный дом» — «Заведение для народных развлечений императора Николая II». Строилось оно, в основном, на частные средства и находилось в ведении Попечительства о народной трезвости. В здании присутствовали большой театральный зал, с правой стороны — Железный концертный зал, а в 1911 году к нему пристроили ещё и Оперный зал (сейчас это основная сцена Мюзик-Холла).

Но в 1932 году театр сгорел, и решено было восстановить театральное помещение, и, слава Богу, что в архитектуре в это время начинал «править бал» сталинский неоклассицизм — ещё не ампир, но уже имперский, величественный стиль, главной задачей которого было прославлять успехи советского правления, соединяя «в себе элементы позднего классицизма и ар-деко, сочетая помпезность, роскошь, величественность и монументальность» (Из Википедии). И то, каким образом он это сделал, мы сейчас можем увидеть собственными глазами:

Читайте также:  Внутренняя отделка дома затраты

К сожалению, внешнее убранство театра оценить сложно, потому что темнеет у нас сейчас рано, но поверьте, подходя к зданию, Вы не пропустите его величественность:)

Масштабы у Балтийского дома несоизмеримо больше, чем у Мюзик-Холла, и все его внутренние помещения отличаются гораздо бóльшим размахом! Так что на нижнем «гардеробном» этаже достаточно места для всех приходящих гостей, но вот очереди здесь всё равно выстраиваются и притом очень большие.

Но вот мы и вошли, и первый же беглый взгляд на центральную парадную лестницу незамедлительно и отчётливо оповещает нас, что это здание сталинской архитектуры:

Совершенно невозможно перепутать этот стиль, как-будто он уже намертво впечатан в сознание на генетическом уровне!

Если обратиться к составляющим стиля, то здесь на фото очень хорошо прослеживается первое отличительной свойство — это присутствие архитектурных ордеров, грубо говоря, колонн, состоящих из трёх частей: 1) пьедестала, 2) вертикального «ствола» и 3) капителя — верхней части колонны. Помните из школьного курса слова «дорический, ионический, коринфский»? Первый был строгой формы, второй — с завитушками, а третий — самый замысловатый с виньетками — вот-вот, это всё сюда относится:) Но! — для сталинской архитектуры характерно то, что самый важный несущий элемент — ствол колонны — не оштукатуривался, а изготавливался целиком из ценных пород камня. И их ведь было очень много и весьма большого размера! Вот сейчас начнём складывать суммы, уходившие на строительство сталинских зданий, и поймём, что эта эпоха воистину была имперской по своему размаху!

Кстати, на этой лестнице представлены все официальные спонсоры Балтийского дома и становится понятно, почему он пребывает в таком приличном состоянии. Впрочем, скорее сам Балтийский обладает настолько шикарными конструктивными и эксплуатационными характеристиками, что спонсоры сами к нему в очередь выстраиваются.

Увидев этого спонсора, почему-то сразу захотелось солёного огурчика:

Зачем я вообще туда посмотрела?:))) Очень вредная надпись:)

Забываем о ней и поворачиваем в сторону второго этажа, на котором разместилось помпезное Кировское фойе:

Здесь можно увидеть другие отличительные черты сталинского неоклассицизма:

● парадные люстры, изготовленные из бронзы и украшенные хрустальными подвесками;

● натуральные материалы для декора помещений — ценные породы дерева, мрамор, бронза, керамика и хрусталь;

● а также лепнина и барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся, а также на темы триумфа и регалий власти.

В Балтийском доме главной советской символикой выступает незабвенная пятиконечная звезда:

Конечно, не совсем привычно видеть колосья в виде орнаментальных украшений, но зато как это патриотично:)

Хотя меня здесь больше покорили «паркетные» лестницы:

Ох уже эта ностальгия по детским домам и дворцам творчества!:)) Почему-то там всегда были такие деревянные лестницы. Правда, скользкие они были до ужаса!:( Зато от них всегда веяло таким тёплым домашним уютом:)

А сейчас мы отойдём от интерьерного декора и уделим вниманию не менее интересному наполнению самого фойе:

Конечно, как и у любого уважающего себя театра, здесь присутствует буфет:

И именно в нём я впервые увидела безумно протяжённые очереди! Они разворачивались на половину этого огромного Кировского фойе, и это не смотря на то, что в зале была специально организована отдельная площадка с самоваром и вкусностями, и к ней были приставлены многочисленные столики:

Вот что значит, театр грамотно зарабатывает на своих голодных зрителях:)

А куда же это женщины так внимательно смотрели? Ах, да, на красивых мужчин:))))

Охотно соглашусь:) Действительно, приятно посмотреть:)

Отходим от вкусных запахов в сторону зрительного зала. Потому что на его стороне есть два больших кулуарных помещения, где располагаются различные выставки. На правой стороне сейчас проходит выставка детских художественных работ в честь 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова:

И рядом с этой выставкой располагается небольшой уголок также с произведениями художественного творчества, но уже такими, которые можно купить и забрать с собой:

Огромный стол с каменными украшениями!:)) Обычно такие зарисовки можно наблюдать во всех ДК города, и здесь как-то неожиданно было их увидеть. Кому это покажется удобным: забыла дома серёжки к платью, пришла и на месте купила:) Впрочем, там ещё были нарядные воздушные куколки и благовония, так что, если соберётесь сюда с дочерьми, — будьте готовы хорошенько потратиться!

Обходим зал с левой стороны и видим уже другую выставку — костюмов к спектаклю «Чиполлино»:

Но, признаюсь честно, здесь мне было совсем не до них. Потому что я снова «приклеилась» к архитектурной составляющей:

Гениальное изобретение! Почему я раньше этого нигде не видела?

Суть идеи проста: верхняя часть колонны — это белый оштукатуренный остов, плавно перетекающий полукругом в потолок. В его основании по кругу расставлены крупные мощные лампы, подсвечивающие этот белый «ствол». Свет, попадая в круглый угол на потолке, рассеивается так, что его границ совершенно не видно, и создаётся впечатление, что в потолок вздымаются настоящие огромные столпы огня! У меня при виде этого аж дыхание перехватило и первая мысль скользнула: «Оооо, звёздные войны, меч джедая!»:))))) И это. — сталинская архитектура 1933-1936 годов постройки! Вот вам и советские архитекторы:) Хватит клеймить прошлое — если присмотреться, то это просто настоящий кладезь интереснейших идей!

Уфф, выдохнула, повернула и услышала в голове две новые мысли: нарды и «Алиса в стране чудес»:

Что бы там ни говорили современные дизайнеры по интерьерам, но для меня массивная мебель сталинских времён и такие же массивные деревянные двери, окна, обшивки стен и иные декоративные элементы остаются одним из эталонов домашней обстановки! Пускай тяжёлые, неповоротливые, но надёжные, «вечные», а, главное, натуральные и «тёплые» — это то, что нужно при строительстве настоящего родового гнезда! Правда, для такой обстановки и само гнездо должно быть чуть ли не вселенского масштаба:) Как, например, конечная цель нашего путешествия — Большая сцена Балтийского дома:

Её вместимость = 873 человека, количество рядов = 25 по 28-39 мест, ширина сцены = 25 метров, высота потолка, к сожалению, не известна, но очень внушительна и грамотна с точки зрения акустики: с любого места всё происходящее на сцене слышно просто идеально!

А теперь самая важная информация — по свойствам зрительного зала с точки зрения посадочных мест. Зал очень чётко поделён на две разные половины:

1. передняя часть партера — ряды с 1 по 16 включительно — это пологий низкий амфитеатр с проходом посередине.

2. вторая, задняя, часть партера — ряды с 17 по 25 — короткий и очень высокий амфитеатр без прохода посередине:

А если быть совсем точной, то ряды с 17 по 20 ещё как-будто продолжают передний партер, а вот, начиная с 21 ряда, кресла резко взмывают вверх:

И когда Вы садитесь на последний ряд, то наблюдаете голову впереди сидящего зрителя на уровне своего колена. С точки зрения комфорта сидения, это очень даже удобно. И по первости казалось, что во время спектакля это тоже будет большим плюсом, потому что обзор здесь очень хороший даже с самого крайнего места в последнем ряду:

Но, по факту, с моего 20 ряда сцена, конечно, была видна, но вот самих актёров удалось разглядеть только дома на компьютере после редактирования фотографий в Фотошопе. Извиняюсь за качество, но в темноте на длинной выдержке было фактически не возможно получить чёткое изображение двигающихся объектов:

Это спектакль «Возвращение домой» по пьесе Гарольда Пинтера, британского драматурга и лауреата Нобелевской премии. Постановка московского театра им. Вл. Маяковского. В главных ролях: Максим Суханов и Максим Виторган:

Максима Суханова как актёра я очень уважаю, и было очень интересно увидеть его игру «вживую», а вот на Максима Виторгана было просто интересно посмотреть:)) И вот как он попал в эту компанию, для меня теперь остаётся большой загадкой. поскольку разница в его «мастерстве» со всеми остальными была уж слишком очевидной.

Хотя при этом я, на самом деле, ничего против него лично не имею и считаю его сотрудничество с «Квартетом И» просто замечательным приложением усилий, а уж его шедевральное «Пардоньте» из фильма «О чём говорят мужчины» наверняка уже вошло в анналы российского кинематографа:)))

А если быть совсем честной, то я шла смотреть на двух Максимов, а рукоплескала, в итоге, не им, а всем остальным актёрам, и, в большей степени, Кириллу Леднёву, игравшему Ленни, — Вооот, кто вызывал настоящие эмоции! У меня такое впервые, чтобы настолько молодой актёр (26 лет) на моих глазах с лёгкостью переиграл мэтров! Ах какое шикарное чувство омерзения он вызывал, причём такое, что головой понимаешь, что это игра и человек после спектакля выйдет из роли и станет совсем другим, а всё равно хочешь забраться на сцену и придушить его там собственными руками! Нет, я не кровожадная, просто впечатлительная:)))

И меня, конечно, очень впечатлило перевоплощение Суханова в незабвенного Вождя народов во втором акте:

Но если у режиссёра спектакля были на то свои причины, то в моей голове крутились совсем иные мысли — об очень своеобразной исторической закономерности: Сталин в родных стенах сталинского неоклассицизма! У меня аж мурашки по телу пробежали. Брррр, это было очень символично, и, конечно, после такого нельзя было не написать этот отзыв! Ну вот, теперь я, наконец, чувствую, что мой миссионерский долг исчерпан полностью:))

Ах да, а как же билеты по 500 рублей?

Эту информацию Вы можете найти на официальном сайте «Балтийского дома»:

Это новая акция, и в эту пятницу — 7 ноября — будет её первый запуск. Нужно попасть в кассу с 12 до 19 часов и купить билеты на любые места по 500 рублей. НО! Эта акция распространяется только на репертуарные спектакли, то есть на те, что ставит сам «Балтийский дом», в то время как на «привозные» будет продолжать действовать обычная ценовая политика. Я лично хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы попасть на «Вестсайдскую историю». Давно уже на её афиши засматриваюсь, а тут сами звёзды встали в нужную комбинацию!:)

P.S. По логике отзыва, здесь уместно было бы дать ссылки на отзывы о «Великан-парке» и «Мюзик-Холле». Но если будет интересно, то эти отзывы можно найти на заглавной странице моего профиля. А я здесь лучше пропишу два других адреса, которые по своему содержанию не уступают «Балтийскому дому»:

1. Драматический театр «На Литейном»— уникальный питерский театр, с виртуозностью осиливающий как монументальную классику, так и творения современных отечественных авторов. И располагается он в классическом здании, сохранившемся как изнутри, так и снаружи.

2. Театр «Русская Антреприза» имени Андрея Миронова — находится недалеко от «Балтийского дома» на той же Петроградской стороне, но на следующей станции метрополитена — «Петроградской». Кстати, если пойдёте по Каменностровскому проспекту пешком, то увидите большое число зданий в стиле сталинского неоклассицизма — эта часть города застраивалась наряду с Московским проспектом и притом очень усердно и, в большей степени, для множественных партийных работников, так что архитектура здесь покоряет своим масштабом и богатством отделки. А здание «Дома с башнями» театра «Антрепризы» интересно ещё и тем, что также выполнено в стиле неоклассицизм, но предыдущего — царского — периода, так что здесь есть прекрасная возможность сравнить, как архитекторы используют одни и те же приёмы для удовлетворения совершенно различных целей:)

Оцените статью