- Снос жилого дома требования
- 1. Признание дома аварийным
- 2. Требование к собственникам о сносе или реконструкции дома
- 3. Изъятие земельного участка и квартир, находящихся в собственности в случае, если собственники дома не осуществили его снос или реконструкцию
- 4. Некоторые вопросы изъятия помещений в аварийном доме путем выкупа или представления иного жилья
- Снос жилого дома требования
- Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 509 “Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства”
- Требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства
- Обзор документа
Снос жилого дома требования
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Правомерно ли требование администрации города к собственникам квартир снести аварийный дом?
Вправе ли администрация города требовать у собственников жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме сноса признанного аварийным жилья? Каков общий порядок (процедура) выкупа жилых помещений у собственников?
Администрация города (орган местного самоуправления или межведомственная комиссия) обязана потребовать у собственников жилых помещений осуществить снос или реконструкцию дома в разумный срок за счет их собственных средств.
Общий порядок таков:
- Признание дома аварийным;
- Требование к собственникам о сносе или реконструкции дома;
- Изъятие земельного участка и квартир, находящихся в собственности в случае, если собственники дома не осуществили его снос или реконструкцию;
- Некоторые вопросы изъятия помещений в аварийном доме путем выкупа или представления иного жилья.
1. Признание дома аварийным
Многоквартирный жилой дом признается межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу.
2. Требование к собственникам о сносе или реконструкции дома
Признание аварийным дома является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Такое «требование» органа выглядит так (на примере Омска):
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2010 г. N 615-п
О СНОСЕ И РАССЕЛЕНИИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
На основании заключений межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 16 июня 2010 года N N 493 — 495, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Уставом города Омска, постановляю:
1. Признать многоквартирные дома, указанные в приложении «Перечень многоквартирных домов» к настоящему постановлению (далее — многоквартирные дома), подлежащими сносу.
2. Определить срок отселения физических и юридических лиц — до 30 января 2012 года.
3. Рекомендовать собственникам жилых помещений в многоквартирных домах в срок до 30 января 2012 года принять меры к сносу многоквартирных домов.
4. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска после истечения срока, установленного в пункте 3 настоящего постановления, в установленном порядке подготовить проекты правовых актов Администрации города Омска об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, собственники жилых помещений в которых не осуществили их снос, а также об изъятии принадлежащих им на праве собственности жилых помещений.
5. Департаменту жилищной политики Администрации города Омска в срок до 30 января 2012 года предложить гражданам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма, расположенных в многоквартирных домах, жилые помещения для расселения.
6. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра города Омска Т.А. Вижевитову.
Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер
На практике, разумеется, собственники жилых помещений не сносят за счет собственных средств свои же дома по причине дороговизны данного мероприятия, притом что смысла самим же сносить дом граждане, очевидно, не видят и не понимают, что и неудивительно, ибо какая-либо выгода (финансовая или какая иная) от самостоятельного сноса дома сомнительна.
См. также «План мероприятий по изъятию жилых помещений для муниципальных нужд в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Омске»
3. Изъятие земельного участка и квартир,
находящихся в собственности в случае, если собственники дома
не осуществили его снос или реконструкцию
В случае, если собственники в установленный в требовании о сносе срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением муниципальных жилых помещений. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по субъекту Федерации).
Постановление об изъятии земельного участка выглядит так:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2010 г. N 642-п
ОБ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
В связи с неосуществлением собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, их сноса в установленный срок, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Омска, на основании постановления Мэра города Омска от 14 декабря 2007 года N 942-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 991-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 992-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 994-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 995-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», постановления Администрации города Омска от 14 апреля 2009 года N 282-п «О сносе и расселении многоквартирного дома» постановляю:
1. Изъять для муниципальных нужд земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов:
1) с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3056, площадью 835 кв.м, местоположение земельного участка: город Омск, улица 2-я Тепловозная, дом 1, в Ленинском административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для жилищных нужд;
2) с кадастровым номером 55:36:16 01 03:436, площадью 207 кв.м, местоположение земельного участка: город Омск, улица 2-я Тепловозная, дом 5А, в Ленинском административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для жилищных нужд;
2. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в установленном порядке осуществить необходимые юридические действия, связанные с изъятием земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
3. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Такая правовая позиция отражена также в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009г», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года):
«Вопрос 3. Является ли соблюдение процедуры, установленной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, обязательным, и вправе ли суд по заявлению заинтересованных лиц признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления, уклоняющегося от совершения указанных действий в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?
Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 — 3, 5 — 9 ст. 32 ЖК РФ. «
4. Некоторые вопросы изъятия помещений в аварийном доме
путем выкупа или представления иного жилья
На данную тему рекомендуем следующие публикации:
Выселение из аварийного дома: выкупная цена или другое жилье?
Снос жилого дома требования
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 509 “Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства”
В соответствии с частью 5 статьи 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
от 26 апреля 2019 г. № 509
Требования
к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства
1. Настоящий документ определяет требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.
2. Настоящий документ не применяется в случаях, предусмотренных частями 3 и 8 статьи 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3. Проект организации работ по сносу объекта капитального строительства (далее — проект) состоит из текстовой и графической частей.
4. Текстовая часть проекта содержит:
а) основание для разработки проекта (решение собственника объекта капитального строительства, или собственников помещений в нем, или застройщика, решение суда или органа местного самоуправления, соглашение о возмещении убытков, причиненных ограничением прав собственника объекта капитального строительства или собственников помещений в нем в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории);
б) вид, определяемый в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», и описание объекта капитального строительства, подлежащего сносу, с указанием основных параметров, конструктивных и инженерно-технических характеристик;
в) сведения о проектной документации объекта капитального строительства, подлежащего сносу (при наличии);
г) сведения о заключении государственной или негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, подлежащего сносу (при наличии);
д) сведения о результатах и материалах обследования объекта капитального строительства, подлежащего сносу;
е) перечень мероприятий по выведению из эксплуатации объекта капитального строительства, подлежащего сносу (если вывод объекта капитального строительства из эксплуатации не осуществлен до его сноса в соответствии с законодательством Российской Федерации);
ж) перечень демонтируемого технологического оборудования, габаритные размеры и массы, условия демонтажа и транспортирования (при наличии такого оборудования);
з) сведения об условиях отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства, подлежащего сносу, от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;
и) перечень мероприятий по обеспечению защиты сносимого объекта капитального строительства от проникновения посторонних лиц и животных в опасную зону и внутрь объекта, а также защиты зеленых насаждений;
к) описание и обоснование принятого способа сноса объекта капитального строительства;
л) расчет продолжительности работ по сносу объекта капитального строительства в зависимости от технологии их выполнения (в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства, или собственниками помещений в нем, или застройщиком);
м) расчеты и обоснование размеров зон развала и опасных зон в зависимости от принятого способа сноса;
н) оценку вероятности повреждения при сносе объекта капитального строительства действующих сетей инженерно-технического обеспечения;
о) описание и обоснование методов защиты и защитных устройств действующих сетей инженерно-технического обеспечения, согласованных с владельцами таких сетей;
п) описание и обоснование решений по безопасному ведению работ по сносу объекта капитального строительства;
р) перечень мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;
с) описание решений по вывозу и утилизации отходов от сноса объекта капитального строительства, в том числе демонтированного оборудования (при наличии такого оборудования);
т) перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка (в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства, или собственниками помещений в нем, или застройщиком);
у) сведения об остающихся после сноса объекта капитального строительства в земле и в водных объектах коммуникациях, конструкциях и сооружениях, сведения о наличии разрешений органов государственного надзора на сохранение этих коммуникаций, конструкций и сооружений в земле и в водных объектах в случае, если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации;
ф) сведения о наличии согласования с соответствующими государственными органами, в том числе органами государственного надзора, способа сноса объекта капитального строительства путем взрыва, сжигания или иным потенциально опасным способом, перечень дополнительных мер безопасности при использовании потенциально опасных способов сноса;
х) сведения об акте, подтверждающем отключение объекта капитального строительства, подлежащего сносу, от сетей инженерно-технического обеспечения, подписанном организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии);
ц) сведения о документе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по охране культурного наследия, подтверждающем отсутствие сведений об объекте капитального строительства, подлежащем сносу, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и документе, подтверждающем, что объект капитального строительства, подлежащий сносу, не является выявленным объектом культурного наследия либо объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия, выдаваемых в порядке, предусмотренном указанным федеральным органом исполнительной власти.
5. Документы, указанные в подпунктах «а», «в» — «д», «з», «х» и «ц» пункта 4 настоящего документа, оформленные в установленном порядке, или копии таких документов прилагаются к проекту в полном объеме.
6. Графическая часть проекта содержит:
а) план земельного участка, в границах которого расположен объект капитального строительства, подлежащий сносу, и прилегающих территорий с указанием места размещения сносимого объекта капитального строительства, надземных и подземных сетей инженерно-технического обеспечения, зон развала и опасных зон в период сноса объекта капитального строительства с указанием мест складирования материалов, конструкций, изделий и оборудования, установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, а также схемы движения транспортных средств;
б) обмерные чертежи планов, разрезов, фасадов объекта капитального строительства, подлежащего сносу (в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства, или собственниками помещений в нем, или застройщиком);
в) чертежи защитных устройств сетей инженерно-технического обеспечения;
г) технологические карты-схемы последовательности сноса и разборки строительных конструкций, оборудования и сетей инженерно-технического обеспечения.
7. В случае если снос объекта капитального строительства планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, к проекту прилагается смета на снос объекта капитального строительства.
Обзор документа
Проект организации работ по сносу объекта капстроительства, в частности, должен включать:
— сведения о заключении экспертизы проектной документации объекта (при наличии);
— результаты и материалы обследования объекта;
— перечень демонтируемого технологического оборудования, габаритные размеры и массы, условия демонтажа и транспортирования;
— описание и обоснование принятого способа сноса.
— решения по вывозу и утилизации отходов от сноса.
Если работы по сносу финансируются из бюджета, то к проекту прилагается смета.