- Описание интерьера дома, одежды и степь в повести Гоголя «Тарас Бульба»
- Ответ или решение 1
- Внешний интерьер дома где жил Тарас Бульба
- Найдите художественные детали в Тарасе Бульба
- Как убранство дома Тараса Бульбы характеризует хозяина?
- Художественные особенности повести Н. В. гоголя «Тарас Бульба» роль пейзажа в повести. «Тарас Бульба» – описание Тараса Интерьер дома тараса бульбы
Описание интерьера дома, одежды и степь в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Ответ или решение 1
Интерьер: светлица в доме Тараса была «убрана со вкусом того времени», «всё было чисто», «вымазано цветной глиной», стены были увешаны оружием, сетками для птиц, неводами, так же висел искусный рог для пороха, золотая уздечка, путы с серебряными бляхами. Окна в помещении были маленькие, с мутными стёклами, вокруг них и дверей были красные отводы. В углах были полки с различной посудой, среди которой были серебряные кубки, золотые чарки, бутылки из цветного стекла. По стенам стояли берестяные скамьи, под образами — большой стол. Печь в хате была широкая, украшенная изразцами.
Тарас подарил сыновьям казацкую одежду: сафьяновые сапоги с серебряными подковами, «шаровары шириною в Чёрное море», с огромным количеством складок, перетянутые золотым поясом с различными «побрякушками для трубки», «казакин алого цвета» с узорчатым поясом, за который были заткнуты пистолеты, «чёрную баранью шапку с золотым верхом».
Описание степи: Гоголь описывает безоблачное небо, солнце, которое «облило степь теплотворным светом»; с наступлением дня степь становилась «всё прекраснее». Автора поражают её просторы, он называет её «зелёной, девственной пустыней», «зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов». Гоголь описывает красоту и многоцветье степных трав.
Внешний интерьер дома где жил Тарас Бульба
Девять веков стоит на земле Русской Москва и, кажется, совсем не ощущает свой древний возраст, смотрит скорее в будущее, чем в прошлое. Но есть в Москве место, где каждый период ее многовековой истории, каждый поворот ее сложной судьбы оставили свой неизгладимый след. Это место — Московский Кремль.
Он раскинулся в центре огромного города на высоком холме над Москвой — рекой. С противоположного берега реки стены и башни Кремля создают впечатление ограды величественного архитектурного ансамбля. Вблизи же ощущается суровая мощь этой древней цитадели. Высота ее стен, узкие бойницы и площадки боя, мерный шаг башен — все говорит о том, что прежде всего это крепость.
При входе в Кремль впечатление меняется. На его территории раскинулись просторные площади и уютные скверы, парадные дворцы и златоглавые храмы. Сегодня здесь все поистине дышит Историей — старинные пушки и колокола, древние соборы, сохранившие в памяти столько событий, столько имен. Здесь все рядом, все вместе — царские терема и дворцы Нового времени, резиденция Президента России и всемирно известные музеи.
Так что же такое Московский Кремль — этот удивительный город-крепость в центре Москвы? Твердыня власти, древний духовный центр Москвы и России, сокровищница ее искусства и старины? Вряд ли можно найти исчерпывающий ответ. Видимо, всегда за ним будет оставаться что-то недосказанное, какой-то сокровенный смысл и значение. Вобрав в себя историю страны, став свидетелем и участником всех ее важнейших событий, Кремль превратился в общерусскую национальную святыню, стал символом Москвы и всей России.
Да, ведь благодаря этому титану люди научились добывать огонь, строить жилища, корабли, возводить поля, посевы, стали независимы от богов. А Прометей пострадал из-за этого!
«Миргород» состоит из двух частей и четырёх повестей.
В первую часть входят «Старосветские помещики» и
«Тарас Бульба»,
во вторую – «Вий» и «Повесть о том, как поссорился
Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Своё название сборник получил от малороссийского
местечка, близ которого находилась родина Гоголя.
Сюжеты его повестей, как и в «Вечерах…» взяты
из украинского быта.
В «Помещиках» Гоголь подробно описывает тихую,
размеренную жизнь одного хозяйства и отношения людей,
такие же спокойные.
Гл персонажи рассказа супруги Товстогубы:
Пульхерия Ивановнаи Афанасий Иванович.
В «Тарасе Бульбе» наоборот: все кипит, искрится и
звенит. Страсть губительна!
И для Андрия, который влюбился в панночку,
и для его брата Остапа и
Тараса, которые страстно любили Отечество.
Гл. герои:
Тарас Бульба-отец и кормилец семейства, славный войн
и доблестный защитник родины.
Два его сына-Остап и Андрий
Часть 2. «Вий»
Мир «Вия» — это мир романтических «ночных этюдов»,
где торжествует Зло.
Жизнь героев этой повести — это борьба со Злом,
в которой герои неизменно терпят поражение.
Главные герои повести
Хома Брут — философ из киевской бурсы, жертва Вия.
Панночка — она же ведьма, над которой Хома Брут
должен был три ночи читать молитву.
Вий —монстр, убивший Брута, появляется в самом
конце повести.
Богослов Халява — студент киевской бурсы, вместе с
Тиберием и Хомой отделился от бурсаков и попал
к ведьме.
Тиберий Горобець ритор, вместе с Хомой и Халявой
попал к ведьме.
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем».
Жизнь героев «Повести. » — не жизнь.
Иван Иванович и Иван Никифорович — не люди, а жалкие
подобия героев прошлого.
Всё в этой повести абсурдно — описания героев,
их взаимоотношения, причина ссоры.
Гл. герои обозначены в названии повести.
Найдите художественные детали в Тарасе Бульба
В повести Н. В. Гоголя художественные детали встречаются уже в первой главе.
На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали интерьера.
Интерьер – это внутреннее убранство помещения.
Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Эти детали говорят о том, что Тарас Бульба прежде всего воин и большую часть жизни он проводит в битвах. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. Он свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах, различные предметы на стенах, по полкам и углам – о полной мужества и доблести жизни хозяина.
Рисуя портрет матери автор обращает внимание на деталь внешности матери. «И слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо».
Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Бедная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:
Бледная, худощавая и добрая мать,
Худощавая старуха-мать,
Бедная старушка,
Одна бедная мать,
Бедная старушка,
Бедная мать,
Мать, слабая как мать.
Эта художественная деталь помогает увидеть отношение автора к героине
Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.
С помощью деталей интерьера при описании светлицы автор обращает наше внимание на образ матери.
Описание светлицы свидетельствует о том, что хозяева живут зажиточно,
.Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки. Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша.
В первой главе сразу бросается в глаза свитка. Свитка — название устаревшей мужской и женской верхней длинной распашной одежды из домотканого сукна., разновидность кафтана. Сыновья в свитках кажутся Тарасу Бульбе смешными, а свитки – неудобными. Свитки словно являются символом другой жизни, жизни в бурсе. Еще молодые, неопытные юноши, спутанные этой нелепой, не свойственной казаку одеждой, — значит, дальше они развернутся как надо. Их смена на новую одежду говорит о переходе в следующий гораздо более интересный, насыщенный событиями жизненный этап.
Иконы, надетые на Остапа и Андрия их матерью – деталь, которая говорит о силе материнской любви, ее желании сохранить своих детей от любой беды.
Горилка – напиток настоящих казаков. «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние. Да горилки побольше, не с выдумками горилки, не с изюмом и всякими вытребованьками. Чистой, пенной горилки, чтобы играла и шипела как бешеная… » Герой не признаёт полумеры ни в чём. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя- богатыря.
Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мягче, сердечнее Остапа.
Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.
Тарас не захотел оставлять люльку на чужой земле, а пришлось оставаться самому, так как люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы.
Образ Андрия связан с прекрасными очами панночки, в которую он влюбился, как утонул, погиб, Эта любовь принесла ему смерть. Когда он вступил в бой на стороне поляков, у него на рукаве развевался шарф– подарок любимой – символ любви.
Как убранство дома Тараса Бульбы характеризует хозяина?
Ответ Очень довольно богатым и немного решительным.
Объяснение:
у него везде в доме всякие украшения поэтому мы и понимаем что он богатый. он дал приказ ехать на сечь завтра то он это исполнет и не забудет об этом ни в коем случае.
Девочка Лена приехала к дедушке в деревню. Дедушка был не вминяемый (так считала вся деревня) Вскоре она пошла в школу.
Это примерное содержание первой главы)
Югов А.К.
О «ЗОЛОТОМ СЛОВЕ»
В «Слове о полку Игореве» около четверти всей песни занимает так называемое обычно «Золотое слово Святослава» — Святослава Всеволодовича, великого киевского князя, старейшины всей Киевской Руси во времена Игорева похода.
Эта совокупность строф даже в школах наших заучивается под таким именно названием: «Золотое слово Святослава». А между тем этому необходимо положить конец, ибо недопустимо, чтобы величайший памятник мировой поэзии превращался в источник ложных сведений по отечественной истории. Отнесение всех этих строф к Святославу Киевскому есть досадная ошибка.
«Тогда великый Святъслав изронил злато слово слезами смешено и рече: «О, моя сыновча, Игорю и Всеволоде! рано еста начала Половецкую землю мечами цвелйти» (рано вы начали Половецкой земле мечом обиду творить). Так начинается «Золотое слово». Далее, после горьких упреков «сыновцам» своим на то, что ни во что поставили его старейшинство («это ли сотворили моей серебряной седине!»), киевский великий князь обращается с призывом ко всем князьям древнего Киевского государства — начиная от Карпат (Галицкий Осмомысл Ярослав) и кончая Волгою и Уралом (Всеволод Большое Гнездо). Вот это именно воззвание ни в коем случае не входит в «Золотое слово Святослава». Оно целиком принадлежит самому гениальному певцу. Он, как признают все, был тонким знатоком истории и междукняжеских взаимоотношений, а потому никоим образом не мог вложить в уста киевского великого князя, отца всех князей Киевсйой Руси, старейшины Русской земли, те слова, которые были унизительны для него именно как для первого в старейшинстве князя.
Особенно ясно это будет из дифирамба, который якобы Святославом Киевским произносится в честь галицкого князя Ярослава Осмомысла:
«Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы Угорьскыи (Карпатские) своими железными полки, заступив королеви (королю) путь, затворив Дунаю ворота, меча бремены чрез облакы, суды рядя до Дуная. Грозы твоя (твои) по землям текуть. Отворяеши Киеву врата. Стреляешь с отня (т. е. отеческого) злата стола салтаны за землями. Стреляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»
Разве правдоподобно, чтобы только что перед тем скорбевший о своем попранном достоинстве — отца всех русских князей, старейшины всей Руси — Святослав Всеволодович Киевский вдруг этим обращением к Галицкому, да еще князю из рода Ростиславичей Галицких, сам поставил бы свое достоинство ни во что да еще воспевал бы Ростиславича Осмомысла за то, что он не только «султанов стреляет за землями», но и Киева врата отпирает, то есть принуждает к покорности. Ибо «отворять какому-либо городу врата» означало в Древней Руси принудить к сдаче, к покорности, вступить в город победителем. Среди историков это известно каждому.
Дадим прямой пример из летописи, который с несомненностью объясняет, что именно означало «отворять Киеву врата». Юрий Суздальский, отец Всеволода, который якобы тоже воспет киевским великим князем, — Юрий Суздальский отступает от Киева и пытается хотя бы Белгороду «отворить врата». Он обращается к белгородским гражданам с таким грозным требованием: «Вы есте людье мои, а отворите мне град!» На это белгородцы, зная уже, что у суздальского князя не хватило сил «отворить врата Киеву», насмешливо отвечают ему со стен: «А Киев каково тебе отворился?» («А Киев ти ся кое отворил?»)
Таких примеров, с несомненностью объясняющих, что именно Древняя Русь понимала под выражением «открывать ворота» какому-либо городу, мы знаем в летописях весьма много. Однако же комментатор «Слова о полку Игореве» по «Школьной серии» поучает школьников: «отворяеши Киеву врата» — то есть открываешь доступ в свою землю товарам, идущим из Киева и через Киев». В тяжелое положение ставят такие комментаторы преподавателей отечественной истории! А историю они искажают.
Художественные особенности повести Н. В. гоголя «Тарас Бульба» роль пейзажа в повести. «Тарас Бульба» – описание Тараса Интерьер дома тараса бульбы
События, изображенные Гоголем, отно-сятся ко времени освободительного дви-жения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища — со всеми ними вело борьбу ук-раинское казачество. Облик эпохи Гоголь создает через авторские описания, характеры героев, их быт и нравы. Первая гла-ва построена на антитезе: «суровый коло-рит» казачества и нежная любовь женщи-ны, обращенная на своих детей, «удалые времена» и страстное материнское чувст-во. Перед нами предстает главный герой повести Тарас Бульба, боец и воин по на-туре, живущий по суровым законам бран-ного времени. Гоголь рисует жену Тараса, преданную и любящую мать, вынужден-ную расстаться с любимыми сыновьями, которым Тарас уготовил участь воинов. Мы видим, как непростое время определя-ло характеры, отношения и жизнь людей.
Как первая встреча Тараса с сыновьями и последующие рассуждения героя помогают по-нять, что он считал самым важным в жизни и са-мым существенным в человеке?
Встреча Тараса с сыновьями после дол-гой разлуки начинается с шутливой, пере-ходящей в настоящую схватку Тараса с Остапом, чем несказанно доволен отец, увидев в сыне характер и черты будущего воина. Именно это он ценит в людях пре-выше всего. Тарас принимает решение сразу отвезти сыновей в Сечь, даже не дав пообщаться с матерью. Он не хочет сидеть дома даже в невоенное время, заниматься хозяйством и домом, считая это несерьез-ным делом для казака.
С помощью каких художественных средств создается портрет Тараса Бульбы? Опираясь на ав-торское описание, портрет, диалоги, охарактери-зуйте героя.
Характер героя раскрывается через ав-торские описания, его речь, портрет, по-ступки, отношение к близким. «Бульба вскочил на коня своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Буль-ба был чрезвычайно тяжел и толст». Пе-ред нами предстает человек своего време-ни, достаточно упрямый и грубый, смысл своей жизни видевший в сражениях и битвах. Удаль и своевольство, храбрость и сила, прямота, эгоизм и некоторая душев-ная черствость — вот те черты Тараса, ко-торые явственно проступают уже на пер-вых страницах произведения.
В начале повести мы встречаем его на собственном хуторе, где он живет в своем доме с женой и слугами. Дом простой, уб-ран «во вкусе того времени». Однако боль-шую часть жизни Тарас Бульба проводит в Сечи или в военных походах на турок и поляков. Жену свою он называет словом «стара» и с презрением относится ко всем проявлениям чувств, кроме храбрости и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! Вот ваша матерь!»
Тарас Бульба чувствует себя вольным казаком и ведет себя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: на-пившись, бьет посуду в доме; не подумав о жене, решает на следующий же день пос-ле прибытия сыновей везти их в Сечь.
Опишите убранство светлицы Тараса. Как этот интерьер помогает представить быт и нравы изображаемой эпохи?
Светлица Тараса была убрана во вкусе того времени, о котором остались воспоми-нания лишь в народных песнях и думах. Все было чисто убрано. На стенах висели оружие, охотничьи атрибуты, конская сбруя. На полках стояли разнообразные кувшины, бутылки, фляжки, кубки и чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу и широкая печь, покрытая изразцами. Детали интерьера помогают читателю составить представление об об-разе жизни Тараса и его семьи, быте и нравах эпохи. Здесь угадывается и харак-тер хозяина дома — человека военного, проводившего свою жизнь в походах и битвах, с оружием, на коне, не чуждого выпить и побалагурить в компании с това-рищами.
Чем продиктовано решение Тараса вести сы-новей в Запорожскую Сечь?
Запорожская Сечь для Тараса — основа его жизни. Там в битвах и военных похо-дах прошла его молодость, зрелость. Идея служения родине определяет все его дей-ствия и поступки. Поэтому главную свою гордость — своих сыновей, он стремится скорее отвезти в Сечь для воинских испы-таний. Материал с сайта
Какой рисует Гоголь судьбу матери и жены казака? Как показывает глубину ее чувств?
Жена в семье Тараса не имеет права го-лоса, она не может защитить себя и своих сыновей от необузданной воли мужа. Она нежная и трепетная мать, беззаветно лю-бящая своих сыновей, преданная и покор-ная жена, хорошая хозяйка, на которой держится весь дом. Обращает на себя вни-мание грубость Тараса к жене, не считаю-щегося с ее чувствами и не прислушиваю-щегося к ее мнению. Кратко, но емко опи-сывает Гоголь «всю безмолвную силу ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и судорожно сжатых губах» пе-ред разлукой с сыновьями: «бедная, худо-щавая мать их, стоявшая у порога и не ус-певшая еще обнять ненаглядных детей своих», «говорила жалостно, со слеза-ми на глазах, худощавая старуха мать», «бедная старушка, лишенная последней надежды».
Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество – широкая, разгульная замашка русской природы, – и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть.
«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009
Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки , против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.
ПОВЕСТИ Н. В.ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА».
РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОВЕСТИ.
Цели: углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести; совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.
II. Проверка домашнего задания.
Ученики зачитывают домашнее задание. Учитель комментирует.
III. Анализ художественных особенностей повести.
Учитель : Анализ художественных особенностей повести мы начнем с определения роли художественной детали в произведении.
Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или произведение.
(ученики записывают определение в тетрадь).
Работа с текстом.
Ученики зачитывают фрагмент сцены пленения Тараса, когда он поднимает люльку с табаком.
Беседа по вопросам:
Учитель: Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька?
Ученик: Люлька для Тараса – это часть его жизни, его спутница на морях и на суше, в походах и дома.
Учитель: Какое значение имеет слова люлька?
Ученик: Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.
Учитель: Найдите в тексте примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер сыновей Тараса. Какие детали облика и поведения этих персонажей наиболее ярко и лаконично их характеризуют?
Ученик: Когда даем характеристику Тарасу, то вспоминаем случай, когда он убегал из бурсы, закапывал букварь . Для него книга – не символ знания, а символ принудительного учения, с которым он учился.
Ученик: Я образ Андрия связываю с прекрасными очами паненки, в которую он влюбился, как утонул, погиб, Эта любовь принесла ему смерть. Когда он вступил в бой на стороне поляков, у него на рукаве развевался шарф – подарок любимой – символ любви.
Учитель: Приведите примеры бытовых деталей, деталей интерьера повести. Какова их роль?
Ученики (зачитывают описание горницы Тараса). Детали при описании горницы Тараса характеризуют ее хозяина – свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах.
Ученики: (зачитывают описание еды). Это описание характеризует представление Тараса о пище настоящих казаков.
Учитель: Вспомним, что такое пейзаж? Какова его роль в произведении?
Ученики: Пейзаж – это описание природы в произведении. В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение героев, передает авторскую позицию.
Работа с текстом.
Ученики зачитывают описания пейзажа в тексте (описание степи, картина Днепра, июльской ночи).
Беседа по вопросам:
Учитель: На что обращает внимание автор при описании степи?
Ученики: Он описывает очень точно, четко описывает природные явления, описание красочное, указывает на смену времени суток.
Учитель: Язык эпизодов, где дается описание степи, очень образный. Яркие метафоры помогают представить степь, сверкающую разными красками.
Ученики: В описании используется сравнение степи с зеленой пустыней, зелено — золотым океаном, с неизмеримыми волнами.
Учитель: Какая цветовая гамма помогает представить эти образы?
Ученики: Цвета и оттенки самые разные: зеленый, золотой, голубой, желтый, синий. На их фоне можно увидеть множество живых образов: «стояли ястребы», «подымалась чайка», «шныряли куропатки».
Ученики : Птичий свист, крик диких гусей, шелест травы.
Учитель: Для чего, по-вашему. Гоголь вводит в повесть описание степи.
Ученики : Степь – это символ родины и свободы. Степь связывает два мира – дом Бульбы и Запорожскую Сечь.
Ученики : Днепр – это тоже символ воли, свободы и Родины. Не случайно, существует поговорка: «Волга – матушка, Днепр – батюшка». Днепр – это дом, это кормилец, это защитник.
Учитель: Почему описание природы перекликается с описанием жизни казаков, а не поляков.
Ученики : Жизнь казаков проходит на природе, а поляки далеки от нее.
Ученики : Казаки вольные как птицы, а Сечь – их дом.
Учитель: В повести «Тарас Бульба» тесная связь природы с внутренним миром казаков показана автором с помощью различных выразительных средств. Мир природы и мир человека связан между собой, потому что все, что их окружает – их родная земля. Следовательно, степь у Гоголя является образом Родины.
Ученики : Гоголь использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы.
Ученики выписывают примеры тропов.
Учитель: Какова роль гиперболы в тексте?
Ученики : Гипербола характерна для былин, для описания богатырей.
Учитель: Приведите примеры синтаксических особенностей языка (риторические обращения, восклицания, повторы).
Ученики зачитывают примеры из текста.
Учитель: Гоголь использует в повести прием противопоставления. Где встречается противопоставление?
Ученики: Противопоставляются казаки и ляхи, Остап и Андрий, Андрий среди казаков и у поляков.
VI . Подведение итогов. Домашнее задание.
Выучить наизусть одно из описаний степи.
Билет № 10 (это билет № 12)
Вопрос № 1 Пейзаж в литературном произведении. Чтение наизусть отрывка из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (описание степи).
Пейзаж в литературном произведении – это описание природы (картины природы). В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию. Важное место в повествовании занимает чарующее описание степи. Автор вводит описание степи, так как степь – это символ родины и свободы. Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатления бесконечности. Основной фон степной поверхности – «зелёно- золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Язык описания удивительно яркий, образный. Использование гиперболы (художественное преувеличение) «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов» — говорит о необозримости степи, ее просторе. Цветовая лексика помогает представить красоту природы. Все цвета чистые и радостные: зеленый, золотой, голубой, желтый и синий. Картины природы дополняет множество звуков: птичий свист, крик диких гусей, шелест травы. Следует отметить и использование ярких эпитетов (яркое образное определение, чаще всего выраженное прилагательным): девственная пустыня (находящаяся в первобытном состоянии, еще не подвергшийся человеческому воздействию; нетронутая, первозданная), неизмеримые волны диких растений; олицетворений (наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ: желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальной верхушкой; метафор (скрытое сравнение): вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, туча диких гусей. Инверсия (нарушение прямого порядка слов в предложении) позволяет придать описанию степи неторопливость, возвышенность, приглашает к созерцанию и размышлению. (Метафоры: “сердца встрепенулись”– герои были очарованы великолепной картиной, которую осветило солнце; сравнения: “сердца их встрепенулись, как птицы”– быстро отозвались на красоту, “кони скрывавшиеся в них, как а лесу”– настолько они были высокими, мощными, “кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности”– творительный падеж сравнения помогает представить этот цветок и др.; эпитеты: “живительный, теплотворный свет” солнца – именно этот свет оживил птиц, прогнал дремоту у Козаков, степь “становилась прекраснее”– передано отношение автора, он восхищается степью; олицетворения: “сквозят волошки”, “выскакивал дрок”, “колос наливался”, “крик отдавался” – Степь – живое существо, здесь всё в движении: не только птицы, но и травы, и цветы, и воздух.)
Мир степи живёт своими законами. Автор стремился передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины. Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и казаки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу. Автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом, потому что казаки вольные как птицы, а Сечь – их дом.
Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей‑запорожцев.
Мир природы и мир человека связан между собой, потому что все, что их окружает – их родная земля. Следовательно, степь у Гоголя является образом Родины.
Вопрос № 2 Деталь в произведении (по повести «Тарас Бульба»)
Художественная деталь – это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.
Художественная деталь может быть во внешности, обстановке, характере героя, она имеет особый смысл, заостряет внимание читателя, помогает глубже понять образ или идею произведения.
Художественная деталь создает представление о предмете в целом, оживляет его, выделяет сразу.
В повести Н.В. Гоголя художественные детали встречаются уже в первой главе.
На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали интерьера.
Интерьер – это внутреннее убранство помещения.
Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Эти детали говорят о том, что Тарас Бульба прежде всего воин и большую часть жизни он проводит в битвах. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. Он свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах, различные предметы на стенах, по полкам и углам – о полной мужества и доблести жизни хозяина.
Рисуя портрет матери автор обращает внимание на деталь внешности матери. «И слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо».
Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Бедная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:
Бледная, худощавая и добрая мать,
Худощавая старуха-мать,
Бедная старушка,
Одна бедная мать,
Бедная старушка,
Бедная мать,
Мать, слабая как мать.
Эта художественная деталь помогает увидеть отношение автора к героине
Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.
С помощью деталей интерьера при описании светлицы автор обращает наше внимание на образ матери.
Описание светлицы свидетельствует о том, что хозяева живут зажиточно,
Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки. Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша.
В первой главе сразу бросается в глаза свитка.Свитка — название устаревшей мужской и женской верхней длинной распашной одежды из домотканого сукна., разновидность кафтана. Сыновья в свитках кажутся Тарасу Бульбе смешными, а свитки – неудобными. Свитки словно являются символом другой жизни, жизни в бурсе. Еще молодые, неопытные юноши, спутанные этой нелепой, не свойственной казаку одеждой, — значит, дальше они развернутся как надо. Их смена на новую одежду говорит о переходе в следующий гораздо более интересный, насыщенный событиями жизненный этап.
Иконы, надетые на Остапа и Андрия их матерью – деталь, которая говорит о силе материнской любви, ее желании сохранить своих детей от любой беды.
Горилка – напиток настоящих казаков. «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние. Да горилки побольше, не с выдумками горилки, не с изюмом и всякими вытребованьками. Чистой, пенной горилки, чтобы играла и шипела как бешеная… » Герой не признаёт полумеры ни в чём. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя- богатыря.
Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности» . Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мягче, сердечнее Остапа.
Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.
Тарас не захотел оставлять люльку на чужой земле, а пришлось оставаться самому, так как люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы.
Образ Андрия связан с прекрасными очами панночки, в которую он влюбился, как утонул, погиб, Эта любовь принесла ему смерть. Когда он вступил в бой на стороне поляков, у него на рукаве развевался шарф – подарок любимой – символ любви.
События, изображенные Гоголем, отно-сятся ко времени освободительного дви-жения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища — со всеми ними вело борьбу ук-раинское казачество. Облик эпохи Гоголь создает через авторские описания, характеры героев, их быт и нравы. Первая гла-ва построена на антитезе: «суровый коло-рит» казачества и нежная любовь женщи-ны, обращенная на своих детей, «удалые времена» и страстное материнское чувст-во. Перед нами предстает главный герой повести Тарас Бульба, боец и воин по на-туре, живущий по суровым законам бран-ного времени. Гоголь рисует жену Тараса, преданную и любящую мать, вынужден-ную расстаться с любимыми сыновьями, которым Тарас уготовил участь воинов. Мы видим, как непростое время определя-ло характеры, отношения и жизнь людей.
Как первая встреча Тараса с сыновьями и последующие рассуждения героя помогают по-нять, что он считал самым важным в жизни и са-мым существенным в человеке?
Встреча Тараса с сыновьями после дол-гой разлуки начинается с шутливой, пере-ходящей в настоящую схватку Тараса с Остапом, чем несказанно доволен отец, увидев в сыне характер и черты будущего воина. Именно это он ценит в людях пре-выше всего. Тарас принимает решение сразу отвезти сыновей в Сечь, даже не дав пообщаться с матерью. Он не хочет сидеть дома даже в невоенное время, заниматься хозяйством и домом, считая это несерьез-ным делом для казака.
С помощью каких художественных средств создается портрет Тараса Бульбы? Опираясь на ав-торское описание, портрет, диалоги, охарактери-зуйте героя.
Характер героя раскрывается через ав-торские описания, его речь, портрет, по-ступки, отношение к близким. «Бульба вскочил на коня своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Буль-ба был чрезвычайно тяжел и толст». Пе-ред нами предстает человек своего време-ни, достаточно упрямый и грубый, смысл своей жизни видевший в сражениях и битвах. Удаль и своевольство, храбрость и сила, прямота, эгоизм и некоторая душев-ная черствость — вот те черты Тараса, ко-торые явственно проступают уже на пер-вых страницах произведения.
В начале повести мы встречаем его на собственном хуторе, где он живет в своем доме с женой и слугами. Дом простой, уб-ран «во вкусе того времени». Однако боль-шую часть жизни Тарас Бульба проводит в Сечи или в военных походах на турок и поляков. Жену свою он называет словом «стара» и с презрением относится ко всем проявлениям чувств, кроме храбрости и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! Вот ваша матерь!»
Тарас Бульба чувствует себя вольным казаком и ведет себя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: на-пившись, бьет посуду в доме; не подумав о жене, решает на следующий же день пос-ле прибытия сыновей везти их в Сечь.
Опишите убранство светлицы Тараса. Как этот интерьер помогает представить быт и нравы изображаемой эпохи?
Светлица Тараса была убрана во вкусе того времени, о котором остались воспоми-нания лишь в народных песнях и думах. Все было чисто убрано. На стенах висели оружие, охотничьи атрибуты, конская сбруя. На полках стояли разнообразные кувшины, бутылки, фляжки, кубки и чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу и широкая печь, покрытая изразцами. Детали интерьера помогают читателю составить представление об об-разе жизни Тараса и его семьи, быте и нравах эпохи. Здесь угадывается и харак-тер хозяина дома — человека военного, проводившего свою жизнь в походах и битвах, с оружием, на коне, не чуждого выпить и побалагурить в компании с това-рищами.
Чем продиктовано решение Тараса вести сы-новей в Запорожскую Сечь?
Запорожская Сечь для Тараса — основа его жизни. Там в битвах и военных похо-дах прошла его молодость, зрелость. Идея служения родине определяет все его дей-ствия и поступки. Поэтому главную свою гордость — своих сыновей, он стремится скорее отвезти в Сечь для воинских испы-таний.
Какой рисует Гоголь судьбу матери и жены казака? Как показывает глубину ее чувств?
Жена в семье Тараса не имеет права го-лоса, она не может защитить себя и своих сыновей от необузданной воли мужа. Она нежная и трепетная мать, беззаветно лю-бящая своих сыновей, преданная и покор-ная жена, хорошая хозяйка, на которой держится весь дом. Обращает на себя вни-мание грубость Тараса к жене, не считаю-щегося с ее чувствами и не прислушиваю-щегося к ее мнению. Кратко, но емко опи-сывает Гоголь «всю безмолвную силу ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и судорожно сжатых губах» пе-ред разлукой с сыновьями: «бедная, худо-щавая мать их, стоявшая у порога и не ус-певшая еще обнять ненаглядных детей своих», «говорила жалостно, со слеза-ми на глазах, худощавая старуха мать», «бедная старушка, лишенная последней надежды».