§46. Учимся с «Полярной звездой»
№1. Вам нужно доказать, что все элементы погоды взаимосвязаны.
А) составьте схему, которая обеспечит наглядность вашего сообщения. Для этого выпишите известные вам элементы погоды. Поместите каждый элемент в кружок или прямоугольник и стрелками покажите взаимосвязь между ними.
Б)Приведите примеры из собственной жизни, подтверждающие, что все элементы погоды взаимосвязаны. Каждый пример обозначьте двумя-тремя ключевыми словами и запишите их под номером.
Температура воздуха зависит от местности и солнечного тепла. Воздушные массы под влиянием высокой температуры поднимаются вверх и образуются облака, а в результате выпадают осадки.
№2.Ваша цель – дать метеосводку для текущего дня. Информацию о погоде можно представить в виде таблиц, карт, диаграмм.
А)Используя метеорологические приборы, соберите необходимые данные: месяц, число, время, температура воздуха, облачность, осадки, форма и цвет облаков, комфортность, влияние на самочувствие, тепловые ощущения.
Б)Ваш прогноз погоды должен быть рассчитан на жителей города или села.
№4.Проведите исследование погоды своего края. Для этой работы используйте дневник наблюдений и данные таблицы.
А)выясните тип погоды текущего дня.
Тип погоды текущего дня: умеренно морозная.
Б)Определите, какие типы погоды преобладают в вашей местности в холодное и теплое время года.
В холодное время года преобладает умеренно морозный тип погоды. В теплое время года – жаркий тип погоды.
№5.Дайте характеристику погоды, проанализировав карту прогноза погоды. Обратите внимание, что на картах погоды повышенное (высокое) давление обозначают буквой В, пониженное (низкое) – буквой Н.
Погода в Домодедово на 2 февраля 2021г.
Температура: – 9.6 (– 11.7 . – 7) ºC
Ветер: Восточный 1м/с , порывы до 10 м/с
Относительная влажность: 85%
Атмосферное давление: 762 мм рт. ст.
§47.Атмосфера и человек
2 – Найдите на карте Карибское море. Какие опасные атмосферные явления происходят в этом регионе Земли?
Этому региону свойственны тропические ураганы (за год происходит 8 – 9 таких ураганов). Регион Карибского моря, при этом, менее подвержен разрушительному воздействию ураганов, чем западная часть Тихого океана.
3 – Каково значение атмосферы для жизни на планете?
Атмосфера защищает землю от большинства метеоритов и ультрафиолетовых лучей, перегревания. Кислород обеспечивает жизнь, а в нижних слоях атмосферы формируется погода.
4 – Объясните зависимость: растения – атмосферный воздух – здоровье людей.
Растения вырабатывают кислород, который входит в состав воздуха. Воздухом дышат люди. Для того, чтобы сохранить здоровье людей, необходимо обеспечить чистоту атмосферы.
5 – Почему необходимо охранять атмосферу?
Транспорт и промышленные предприятия загрязняют воздух. Поскольку в густо заселенных районах воздух довольно загрязнен, создаются технологии, позволяющие сократить выброс вредных отходов производства. В больших городах занимаются посадкой деревьев, в частности, вдоль магистралей.
6 – Как может влиять погода на здоровье людей?
При резком повышении или понижении температуры воздуха, влажности, у ряда людей отмечаются головные боли, сонливость, появляются боли в суставах. Недостаток солнечного света способен обострять хронические заболевания, ослаблять иммунитет.
7 – В городах России быстро растет число автомобилей. Как это влияет на состояние воздуха? Что, на ваш взгляд, следует предпринять?
Автомобили являются основными источниками выброса вредных веществ в атмосферу. Поэтому на состояние воздуха они оказываю негативное влияние. Для того, чтобы минимизировать это влияние, следует увеличить количество деревьев, производить машины с такими двигателями, которые не загрязняют окружающую среду. Также, если возможно, стоит отказаться от машины в пользу велосипеда или общественного транспорта.
Обобщение по теме
Вместе с родителями подготовьте на тему «Погода и человек». Узнайте местные признаки, предсказывающие погоду. Отметьте, какие рекорды погоды наблюдались в вашей местности. Сделайте выводы.
•Кислород необходим для жизни и осуществления хозяйственной деятельности. Атмосфера предохраняет Землю от перегрева, вредного излучения.
•Основная масса воздуха сосредоточена в нижних слоях атмосферы.
•Солнечное тепло не одинаково поступает на поверхность Земли.
•Для того, чтобы узнать температуру, можно повесить за окном градусник. Кроме того, на многочисленных интернет-сайтах можно узнать всю необходимую информацию о погоде на несколько дней вперед.
•В 2010 году в Московской области, в моем районе было очень жаркое лето. Температура достигала +40 °С.
•Для того, чтобы приспособиться к такой высокой температуре, я со своими родственниками старалась пить прохладную воду, принимать душ и не находиться слишком продолжительное время под прямыми солнечными лучами.
§48. Биосфера – земная оболочка
1.Что называют биосферой?
Биосфера – земная оболочка, в которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности (живое вещество).
2.Каковы особенности биосферы?
•устойчивость к внешним воздействиям,
•способность к адаптации к окружающей среде,
•неравномерность распределения живых организмов,
•наличие круговоротов веществ и энергии,
•самая большая экосистема на Земле,
•область обитания живых организмов на нашей планете охватывает верхние слои литосферы, гидросферу и нижние слои атмосферы.
3.Какие живые организмы обитают в биосфере?
Живых организмов, обитающих на планете Земля, насчитывается более 2,5 млн видов. Из общего числа видов организмов 21% приходится на растения. Среди всех живых существ преобладают насекомые. Среди животных всего 4% позвоночных. Некоторые организмы обитают на дне, а некоторые – переносятся течениями.
4.Как происходит круговорот веществ в биосфере?
Растения поглощают солнечную энергию и преобразуют ее в органические вещества. Эта растительная масса служит кормом для травоядных животных. А их поедают хищники. Отмершие растения и погибшие животные попадают в землю, становят перегноем (главное составляющей плодородия почвы). А на этой почве вырастут растения, которые станут пищей для травоядных животных.
5.Какое утверждение верное?
А) Из общего числа видов организмов примерно пятая часть приходится на растения.
Б) Растения вырабатывают органические вещества и выделяют в атмосферу углекислый газ.
1) верно только А;
2) верно только Б;
6.Нарисуйте схему «Связь биосферы с другими оболочками Земли». Подтвердите ее примерами.
Живые организмы в ходе биологического круговорота активно взаимодействуют с веществом других оболочек Земли и изменяют его.
§49. Почвы
1.Что такое почва?
Почва – тонкий (обычно от 2 – 3 см до 2 м) поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
2.Какова роль живых организмов в образовании почвы?
Чтобы образовалась почва, необходима работа микроорганизмов и обитающих в почве мелких животных. С их помощью накапливающиеся остатки отмерших растений и животных разлагаются и постепенно превращаются в своеобразное органическое вещество – перегной (гумус) от которого и зависит плодородие почвы.
3.Почву называют особым природным телом, потому что: а) ее образуют обломочные горные породы; б) благодаря гумусу она обладает плодородием; в) в ней обитают различные животные.
Б – благодаря гумусу она обладает плодородием.
4.Наиболее плодородными почвами являются: а) подзолистая; б) чернозем; в) тундровая глеевая.
5.Опишите растительный, животный мир и почвы своей местности.
Растительный мир Московской области
Московская область лежит на слиянии зоны леса и лесостепи. Около 40% региона покрыто лесом. Верхневолжская возвышенность (север области) и Можайский, Лотошинский, Шаховский районы (запад области) – место произрастания среднетаежного хвойного леса, ельников в большинстве. Мещерский лес состоит из таежного соснового массива, ольховых рощ в топких низинах. В центре и на востоке области – южнотаежные хвойно−широколиственные леса (ели, сосны, березы, осины). На юге московской области произрастают широколиственные леса (дуб, липа, вяз).
Животный мир Московской области
В области можно встретить барсуков, белок, выдр, енотовидных собак, ежей, зайцев, лисиц, кротов, кабанов, мышей, норок, оленей и многих других. На юге чаще всего встречаются суслики, хомячки, тушканчики, куницы. Летучая мышь распространена: на территории Московской области проживает более 10 видов летучих мышей). Дятлы, дрозды, рябчики, соловьи, снегири и еще более сотни видов птиц гнездятся в данном регионе.
Почвы Московской области
Преобладают малоплодные и требующие внесения удобрений дерново-подзолистые почвы, а на возвышенностях – суглинистые и глинистые. В пределах низменностей – дерново-подзолистые, болотные, песчаные и супесчаные. Черноземные почвы свойственны лишь на юге от Оки. В долинах рек – полосы аллювиальных почв разной ширины.
§50. Биосфера – сферы жизни
1.Как живые организмы разместились на Земле?
Большинство живых организмов обитают на суше, лишь примерно 20% — в океане. Наибольшая концентрация живого вещества – на границах оболочек: суши и атмосферы, суши и моря. На суше подавляющая часть живого вещества сосредоточена на поверхности. В океане больше всего рыбы на мелководье, вблизи берегов. Здесь вода лучше прогревается, поэтому больше и растений, и животных.
2.Раскройте взаимосвязь биосферы с другими оболочками Земли.
Другие оболочки Земли – литосфера, гидросфера и атмосфера – формировались одновременно и были связаны посредством обмена веществ и энергией. Для биосферы характерен непрерывный круговорот веществ и энергии. Живые организмы активно взаимодействуют друг с другом и с другими оболочками нашей планеты.
3.Почему важнейшей задачей человечества является сохранение биосферы?
Биосфера – это, по сути, окружающий мир, природа вокруг людей. Если ей будет нанесен серьезный ущерб, это отразится и на человечестве. Природа дает нам пищу, еду, кислород для дыхания. Если уменьшится количество растений, количество кислорода также будет уменьшаться.
4.Раскройте многообразные связи человека с природой.
Биосфера обеспечивает существование человека на Земле. Она служит источником питания, продуктов питания, лекарств, топлива. С самого начала своего существования человек использовал богатства биосферы.
Кроме того, своими действиями он может нанести биосфере вред, например, вырубая леса.
5.Почему человек не может жить вне биосферы?
Биосфера дает человеку все – материалы для одежды, лекарства, продукты, топливо, материал для постройки жилищ. Если исчезнет все это, исчезнет и человек.
6.Известный ученый А. Швейцер выдвинул идею «благоговения перед жизнью». Как вы понимаете слова ученого?
По Швейцеру, нравственность — это призыв Бога, на который человек должен ответить, а «благоговение перед жизнью» влечет за собой сознание ответственности за весь мир и за человека.
7.Обсудите вместе с родителями проблему «Что мы можем сделать для сохранения биосферы?». Какие действия должны быть первоочередным и почему?
•Сократить выбросы углекислого газа в атмосферу, поскольку это приводит к глобальному потеплению, что, в свою очередь, приводит к непоправимым последствиям и изменению климата.
•Многие виды животных нужно прекратить истреблять, ведь это тоже может изменить баланс всего живого на нашей планете.
•Чтобы сохранить биосферу, нужно строить заводы, которые не загрязняют окружающую среду, заводы по переработке мусора.
•Не вырубать напрасно деревья и не убивать животных.
Обобщение по теме
1.Чем отличается биосфера от других оболочек Земли?
Принципиальное отличие биосферы от других оболочек заключается в том, что она объединяет живое вещество, которое является главным составляющим данной оболочки. Нельзя провести четких границ, поскольку жизнь существует почти везде. Другие оболочки можно четко разграничить, а биосфера – понятие условное.
2.Дочь В.И. Вернадского Н. В. Вернадская-Толль пишет: «…он [Вернадский] учил меня смотреть, и слушать, и быть частью поля, леса, космоса…сознавать человека как часть мира.» Подумайте и порассуждайте на тему «Как я осознаю себя частью биосферы?»
Человек – элемент биосферы. Все ресурсы предопределяют возможность жизни человека. Со временем деятельность человека стала важным фактором развития биосферы. Биосфера перешла в новое состояние – ноосферу. Человечество интенсивно потребляет всевозможные природные ресурсы, что зачастую наносит вред окружающей среде (гибель живых организмов, загрязнение окружающей среды). Рациональное использование природных ресурсов – основа для сохранения многообразия биосферы.
Презентация по географии Учимся с «Полярной звездой»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цели: Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. Учимся с «Полярной звездой» Цели: Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.
Актуализация знаний Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. Конфуций (древний мыслитель и философ Китая)
Метапредметные умения: стр. 58 прочитать Умение определять: Определять направления на плане и карте. Определять расстояния на плане и карте с помощью масштаба. Определять взаиморасположение объектов на плане и карте. Определять географические координаты точки на карте. Находить точку на карте по ее географическим координатам. Определять абсолютные высоты и глубины на карте. Составлять описания местности по топографическим картам.
Географический диктант. Масштаб относительная высота Нивелир Географическая карта Меридиан Параллели Абсолютная высота Геогр.широта Легенда карты Экватор Горизонтали Азимут Геогр.долгота Глобус
а)от точки В до точки А; (650м.) б) от точки В до точки С.(600м.) В) определите абсолютную высоту точки В (140 м.) Проверяем с помощью слайда. Если ответ правильный 3 бала за каждый вопрос Топографическая карта стр.58 задание III.рис.37
ОГЭ 1.Где находится участок № 3? 2.рельеф холмистый или ровный? 3.Склоны крутые или пологие? 4.Абсолютная высота? 5.Какая растительность на вашем участке? 6. На каком берегу, какой реки расположен ваш участок?
Проверяем 1.На СЗ. 2.Холмистый 3.Крутые 4. 150м. 5.Смешанный лес 6.На левом берегу реки Межа
Географическая карта Дать характеристику следующим картам: 1 вариант -Политическая карта Мира 2 вариант-Климатическая карта Африки По масштабу, по охвату территории, по содержанию
Проверим! 1 вариант ( Политическаямира) 2 вариант (КлиматическаяАфрики) Мелкомасштабная Мелкомасштабная Мировая Карта материка Африка Тематическая Тематическая
Географические координаты 1 вариант 39 °с.ш.77°з.д.-Столица 55°с.ш.179°з.д.-Море 25°с.ш.90°з.д.-Залив 2 вариант 63°с.шю66°в.д.-Река 28°ю.ш.109°з.д-Остров. 55°с.ш.65°з.д.-Полуостров
ПРОВЕРИМ! 1 вариант 39 °с.ш.77°з.д. Вашингтон 55°с.ш.179°з.д. Берингово море 25°с.ш.90°з.д. Мексиканский залив 2 вариант 63°с.шю66°в.д. Обь 28°ю.ш.109°з.д. о.Пасхи 55°с.ш.65°з.д. полуостров Лабрадор
Мы научились Умение определять: Определять направления на плане и карте. Определять расстояния на плане и карте с помощью масштаба. Определять взаиморасположение объектов на плане и карте. Определять географические координаты точки на карте. Находить точку на карте по ее географическим координатам. Определять абсолютные высоты и глубины на карте. Составлять описания местности по топографическим картам.
Задание на дом: пр.17 Задание №1,2
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Презентация составлена к уроку географии Учимся с «Полярной звездой» . В презентации отражены все виды практических заданий по разделу «План и карта». С помощью этих заданий учащиеся смогут показать свои навыки работы с картами. Повторить определения Присутствуют задания, которые используются при сдаче ОГЭ по географии.
Номер материала: ДБ-1030926
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.