Управление качеством жилого дома

Содержание
  1. Управление качеством жилого дома
  2. Коронавирус моментально поражает лёгкие курильщиков
  3. Коронавирус моментально поражает лёгкие курильщиков
  4. Медицинские одноразовые маски во время…
  5. Медицинские одноразовые маски во время коронавируса стоимость 100, 75, 50, 40, 30 рублей.
  6. В магазин требуются сотрудники, зарплата…
  7. В магазин требуются сотрудники, зарплата от 45 000 до 70 000 руб. Полный социальный пакет.
  8. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЖИЛЬЮ
  9. Управление, содержание и эксплуатация МКД по национальным стандартам ГОСТ Р
  10. Требования национальных стандартов ГОСТ Р к деятельности по управлению МКД
  11. Перечень национальных стандартов «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами»
  12. Порядок определения состава работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД
  13. Услуги по содержанию общего имущества МКД
  14. Техническая документация
  15. Контроль качества оказываемых работ и услуг
  16. Капитальный ремонт
  17. Переход на управление МКД в соответствии со стандартами

Управление качеством жилого дома

Коронавирус моментально поражает лёгкие курильщиков

Коронавирус моментально поражает лёгкие курильщиков

Медицинские одноразовые маски во время…

Медицинские одноразовые маски во время коронавируса стоимость 100, 75, 50, 40, 30 рублей.

В магазин требуются сотрудники, зарплата…

В магазин требуются сотрудники, зарплата от 45 000 до 70 000 руб. Полный социальный пакет.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЖИЛЬЮ

КАЧЕСТВО ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ. Жилище — квартиру, дом, окружающую его территорию — рассматривают как части системы «человек — среда обитания». Их взаимодействие в пределах жилой группы или микрорайона сложно и многообразно.

Внешние связи соединяют эти планировочные образования с более крупными системами города или даже региона.

В качестве основы для оценки жилья используют его физико-строительные и архитектурно-пространственные особенности, но главное — человеческие критерии. К ним относят восприятие среды людьми, обеспечение ресурсами, удаление продуктов жизнедеятельности и удобства управления этими процессами.

Читайте также:  Как избавится от муравьев частном доме

Здание — это антропогенная система, созданная человеком для защиты от непогоды и врагов, а также для определенного вида деятельности. Оценка ее качества базируется на методах квалиметрии (qualis — какого качества) — науки, своими корнями уходящей в гуманитарные, медико-санитарные, экологические и специальные технические дисциплины

С точки зрения психологии первичные потребности человека вытекают из интуитивных нужд организма и определенного видения проблемы личностью. Отсутствие у жилья некоторых свойств вызывает различные заболевания и стрессы, а полноценная среда обитания является не только непременным условием физического и психического состояния человека, но и стимулирует такие философские абстракции, как потребность в красоте, истине и самовыражении.
Все эти потребности объединены в интегральном понятии качества, т. е. в совокупности свойств, характеризующих степень пригодности зданий к использованию по назначению и удовлетворение запросов потребителя.

По мере перехода на более высокий уровень показатели качества разбивают на частные, последовательно уточняя содержание свойств каждого из них. Так, уже на втором уровне комплексное понятие делят на рациональность и комфортность.
В современных условиях рациональность приобретает особый смысл. Ее закладывают в основу бизнес-плана на самом раннем этапе изучения идеи проекта инвестирования реконструкции. На следующем уровне понятие рациональности разделяют на две группы свойств: экономичность и капитальность.

Экономические требования являются дополнительным условием качества. В этих требованиях содержится не только оценка первоначальных капитальных вложений — инвестиций. Их чрезмерное сокращение на капитальный ремонт или новое строительство чревато негативными последствиями, поскольку может привести к неоправданному повышению эксплуатационных расходов — долговременных затрат на управление системами, содержание, потребление энергоресурсов и неоправданно частые ремонты. С этих позиций экономическая оценка складывается из сравнительной эффективности инвестиций и затрат на эксплуатацию.

Фактор капитальности как средство оценки рациональности рассматривают на самом раннем этапе изучения идеи инвестирования проекта. Определяют необходимость ремонта некапитального дома или его сноса, если он не представляет историко-архитектурной ценности, или возведения на этом месте нового.

Наиболее емкое понятие, характеризующее качество жилья, — это комфортность. В разные исторические эпохи к жилью предъявляли неравнозначные комфортные требования.

С ростом технических и экономических возможностей поднимается уровень и увеличивается количество требований к комфортности. В некоторых случаях изменяется и их функциональная направленность. Например, кухня превратилась не только в место приготовления пищи, но и ее приема, т. е. в кухню-столовую.

Комфортность — рассматривается как совокупность таких групп свойств, как гигиена, функциональность и безопасность. Наиболее традиционная составляющая комфортности — это гигиена.

К состоянию внутренней среды присовокуплены свойства окружения, которые во всех проявлениях являются фоном для режима помещений и играют большую роль в оценке качества жилища. Неблагоприятный фон может свести на нет все преимущества внутреннего благоустройства здания. С другой стороны, неверно расположенное на местности сооружение может нарушить экологическое равновесие на территории. Таким образом, свойства внутренней и внешней сред довольно прочно связаны между собой.

Традиционно основным показателем гигиены является тепловлажностный режим в помещениях, который связан с теплотехническими свойствами ограждающих конструкций. Изучение влияния на человека только тепловлажностного режима недостаточно. Необходимо более широкое исследование таких факторов, как экологическая чистота внутренней и наружной среды, звуковой и зрительный комфорт.

Безопасность — немаловажное условие формирования ощущения комфортности, которое в значительной степени зависит от уверенности, что пребывание в здании не сопряжено с риском. Безопасность можно обеспечить, построив или реконструировав дом в соответствии с требованиями прочности, Устойчивости, пожаро- и взрывобезопасности.

Управление качеством — наиважнейшая проблема общества. В советской практике централизованного управления государство нормировало практически все показатели качества директивными документами. Ими являлись государственные стандарты (ГОСТы), Строительные нормы и правила (СНиПы), различного рода региональные и отраслевые технические условия и руководства, методические указания и рекомендации.

Сейчас в России концепция формирования нормативных документов пересматривается.
Специалисты считают, что жесткой регламентации на уровне ГОСТов и СНиПов подлежат параметры безопасности, здоровья (гигиены) и имущества граждан, экологии и ресурсопотребления.
Остальные нормы могут не иметь жестких ограничений, а определять минимум, ниже которого спускаться нельзя, или максимум — верхний предел допустимости. Эти нормы могут нести рекомендательный характер и зависеть от достатка и потребностей обладающих различными финансовыми возможностями граждан, а также технического развития технологий.

Такой подход в сочетании с юридическим законодательством, предусматривающим санкции за нарушение нормативов, позволяет регулировать законами рынка отношения в строительном комплексе.

В России изданы законы о градостроительстве и жилищно-коммунальной реформе, готовятся и другие, юридически регламентирующие пользование жильем. Создается система подзаконных актов, нормативно-правовых и нормативно-технических документов нескольких уровней, а также система документов нескольких уровней.

На верхнем уровне — ГОСТы и СНиПы, утверждаемые Федеральным Правительством. На следующем — региональные строительные нормы (РСН), принимаемые органами территориального управления. На третьем и четвертом уровне — строительно-технологические нормы (СТН) и стандарты предприятий (СП), несущие отраслевые признаки на уровне концернов, производственных объединений и отдельных производителей продукции. Эту систему призваны дополнить методические пособия и инструкции, поясняющие сущность норм и дающие рекомендации по проектированию, строительству (ремонтам) и эксплуатации зданий.

Помимо нормативно-технических документов для регулирования эксплуатационных процессов в условиях рыночной экономики очень важна и правовая база. Поскольку технические и архитектурные нормы становятся не столь жесткими, финансовые структуры могут манипулировать этим процессом, поэтому необходимы федеральные законы и подзаконные акты на всех уровнях управления. Их роль заключается в соблюдении интересов государства и городского самоуправления, территориальных муниципалитетов и префектур, прав коллективов жителей и каждого человека.

Добровольная сертификация эксплуатационных и ремонтных организаций является еще одним рычагом управления качеством. Во всем мире этой формой разрешения на профессиональную деятельность защищают общество от непрофессионалов, которые своим неумением и незнанием могут нанести ему ущерб.
В России при местных властях создают лицензионные учреждения — палаты, комитеты и центры. Для объективного рассмотрения кандидатур на выдачу лицензии привлекают специалистов высокой квалификации в качестве независимых экспертов. Эти эксперты проводят технический аудит, анализируют способности претендента на лицензию заявителя качественно и по разумной цене предоставлять услуги и выполнять те или иные работы.

Эксперты проверяют технические параметры оборудования и оснастки, которыми располагает заявитель, а также кадровый состав работников. Сопоставляя эти данные с состоянием эксплуатируемых или ремонтируемых претендентом объектов, эксперты определяют возможности экспертируемой организации. На основании экспертного заключения выдается лицензия на определенный вид деятельности.

Сертифицируют также работников организации. Проверяют их профессионализм, образовательный ценз, стаж работы по специальности, подготовку к определенному роду деятельности и адаптацию к техническому уровню и экономическим условиям, сложившимся в отрасли.

Человеческий фактор трудно переоценить, поскольку именно от добросовестности людей во многом зависит качество услуг и работ. Какие бы совершенные системы жилищно-коммунального хозяйства не обслуживал человек, какими бы всеобъемлющими не были нормативные и регламентирующие документы, от его желания, знаний и умений зависят итоги деятельности организации, обслуживающей и эксплуатирующей эту систему.

Управление, содержание и эксплуатация МКД по национальным стандартам ГОСТ Р

По правилам осуществления деятельности по управлению МКД, утверждённым Постановлением Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года, управление всеми жилыми домами должно осуществляться на основе действующих стандартов. В 2014 году в соответствии с ФЗ №184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании», а также согласно приказам Росстандарта разработаны и утверждены для добровольного использования национальные стандарты РФ ГОСТ Р.

Национальные стандарты были объединены под общим названием «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами». Документы утверждены Приказом Росстандарта №543 от 11.06.2014 года и введены в действие с 1 июля 2015 года.

Требования национальных стандартов ГОСТ Р к деятельности по управлению МКД

Национальные стандарты ГОСТ Р выработаны для обеспечения более тесного и лучшего взаимодействия между собственниками помещений в МКД и управляющими компаниями. Документы устанавливают конкретные требования к квалификации специалистов УК, порядку ведения и обновления технической документации, формированию состава, определению стоимости и взиманию оплаты выполняемых работ и оказываемых услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме.

Национальные стандарты и правила осуществления деятельности по управлению МКД устанавливаются Правительством РФ. Управляющая компания в целях надлежащего содержания общего имущества в доме должна обеспечивать санитарно-эпидемиологические мероприятия, следить за техническим состоянием МКД и контролировать пожарную безопасность.

Одним из основных условий национальных стандартов ГОСТ Р «Услуги жилищно- коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами» является наличие чётко сформулированного заказа на услуги (выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД).

Перечень национальных стандартов «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами»

В данный перечень входят следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 51929–2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения.
  • ГОСТ Р 56038–2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56037–2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Общие требования.
  • ГОСТ Р 51617–2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги проведения технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56195-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.Общие требования.

Эти стандарт целесообразно применять системно, чтобы оптимизировать процесс управления МКД и содержания общего имущества в доме. Для этого, прежде всего, потребуется утвердить состав общего имущества в доме, которое УК принимает для организации и выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту.

Порядок определения состава работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД

Этот порядок содержится в ГОСТ Р 56192–2014. Но собственники жилья могут определить также дополнительные виды работ/услуг по своему усмотрению, если сочтут их выполнение эффективным.

Обязательным условием при заключении договора управления МКД является правильное установление границ ответственности. Для этого специалисты управляющей компании должны провести технические осмотры по ГОСТ Р 56194–2014. Техосмотры проводятся системно и включают следующие разновидности (п. 4.2):

  • визуальные;
  • инструментальные;
  • технические обследования;
  • мониторинг технического состояния общего имущества.

Техосмотры проводятся на основании техзадания, с фото- или видеофиксацией (п. 4.4). По итогам готовится отчёт или акт. На основе проведённых осмотров формируется и предлагается собственникам жилья план и состав работ, необходимых для управления МКД.

Для полного взаимопонимания между собственниками помещений в МКД и УК необходимо пользоваться единой терминологией. Единая терминология прописывается при заключении договора управления и используется определения состава выполняемых работ и услуг по содержанию общего имущества в доме. Для этого собственникам нужно на общем собрании принять решение об использовании терминов и определений на основе национальных стандартов «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами», включая ГОСТ Р 51929–2014.

ГОСТ Р 56038–2014 «Услуги управления многоквартирным домом» является одним из основных национальных стандартов, который поможет сформировать заказ на услуги (выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме) управления МКД.

Управляющая компания должна определить и предложить собственникам жилья стоимость по каждому виду работ/услуг при управлении домом. В свою очередь, собственники помещений в доме должны утвердить предложенную УК стоимость работ и услуг согласно п. 5.5 стандарта.

Услуги по содержанию общего имущества МКД

ГОСТ Р 56194–2014 «Услуги проведения технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ» утверждён для правильного определения исполнителя, состава, объёма, порядка и периодичности выполнения работ и оказания услуг.

На основании определенных п. 5.4 ГОСТ Р 56194–2014 плана и перечня работ/услуг по содержанию МКД управляющая компания предлагает собственникам жилья объём, стоимость и периодичность их выполнения.

Техническая документация

Одним из основных требований национального стандарта ГОСТ Р 51617–2014 «Коммунальные услуги» является наличие технической документации, включая инструкции по эксплуатации домового оборудования. В технической документации указываются технические параметры коммунальных ресурсов в точке их поставки в МКД от РСО.

Собственники помещений в МКД часто интересуются, на основании каких нормативных документов УК определяет состав работ/услуг и их стоимость. Порядок определения состава работ/услуг указан в ГОСТ Р 56194–2014. Порядок определения стоимости работ/услуг указан в ГОСТ Р 56038–2014.

Контроль качества оказываемых работ и услуг

Управляющая компания должна отчитаться перед собственниками жилья за каждый вид работ и услуг, который они заказали (п. 5.21 «Предоставление заказчику отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом» ГОСТ Р 56038–2014).

Кроме того, после введения лицензирования деятельности управляющих компаний по управлению МКД осуществляется лицензионный контроль за их работой. За несоблюдение лицензионных требований управляющая компания может получить административный штраф в крупных размерах, а её руководитель попасть под дисквалификацию.

Подробнее о лицензировании, лицензионных требованиях и наказании за их неисполнение читайте в статьях:

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт проводит технический заказчик, которым может являться региональный оператор, ТСЖ или УК. При выборе на ОСС способа открытия счёта для формирования фонда капитального ремонта в решении собственников необходимо указать, что капитальный ремонт следует проводить по ГОСТ Р 56193–2014.

Если фонд капремонта формируется на счёте регионального оператора, то именно этот оператор отвечает за организацию и проведение капитального ремонта. При выборе спецсчёта МКД вся процедура по организации и проведению капремонта ложится на плечи собственников помещений в доме.

Подробнее о капитальном ремонте и открытии спецсчёта читайте в статьях:

Переход на управление МКД в соответствии со стандартами

В соответствии со ст.1 и 12 ФЗ №184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» стандартизация деятельности управляющих компаний по управлению МКД основана на добровольном применении регламентирующих документов.

Для перехода на управление МКД по ГОСТ Р, нужно выполнить 3 условия:

  1. На общем собрании собственников помещений нужно принять решение о добровольном переходе управления МКД и выполнении работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме на основе национальных стандартов ГОСТ Р. Указать в решении собственников жилья все выбранные национальные стандарты, утверждённые требования и порядок выполнения работ.
  2. Специалисты УК должны изучить национальные стандарты с целью их применения на практике.
  3. Управляющей компании нужно внедрить системы управления, подготовки персонала, оценки и контроля качества. УК предстоит внедрять систему оценки и контроля качества и не реже 1 раза в 5 лет в целях прохождения специалистами повышения квалификации (п. 9 ГОСТ Р 56192–2014).

Однако следует учесть, что стандартизация деятельности управляющей компании по управлению многоквартирными домами не должна противоречить соблюдению лицензионных требований, что является основополагающим принципом её работы.

Оцените статью